(Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань).
Описание материала : Предлагаю Вам дидактическую игру по реализации регионального компонента для детей 5-7 лет по теме «Достопримечательности городов Самарской области». Данный материал будет полезен воспитателям средней, старшей и подготовительной группы. Данная игра способствует формированию у детей знаний о городах Самарской области и их достопримечательностях. Опираясь на представленный материал, педагоги, могут оформить аналогичную игру по любой из областей Российской федерации.

Дидактическая игра «Достопримечательности городов Самарской области»

(Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань).
Цель : Познакомить детей с достопримечательностями городов Самарской области (Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань). Закрепить названия городов Самарской области. Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Развивать внимание, память, мышление.
Количество участников игры. В игру можно играть как подгруппой из 5 человек, так и одному.
Вариант игры №1.
Лото.
Выбирается один ведущий, а остальным детям раздаются большие карточки с название города. Ведущий по очереди показывает детям маленькие карточки с изображением различных достопримечательностей городов Самарской области, называет данную достопримечательность и тот ребёнок, в чьём городе имеется такая достопримечательность, выкладывает её себе на стол.
Вариант игры №2.
Найди ошибку.
На большой карточке с название города (например, Тольятти) выкладываются маленькие карточки с достопримечательностями разных городов. Ребёнку предлагается найти ошибку и убрать те карточки, на которых изображены достопримечательности других городов (например, достопримечательности Сызрани, Самары, Жигулёвска).
Вариант игры №3.
Угадай, где!
На столе выкладываются маленькие карточки с достопримечательностями городов Самарской области и детям или ребёнку предлагается назвать выбранную достопримечательность и рассказать в каком городе Самарской области имеется данная достопримечательность.





Дидактические игры по краеведению позволяют не только расширить и закрепить представления детей о родном крае, но и воспитать чувство гордости за свой край, развивать речь, внимание, мышление дошкольников. Теоретическое и практическое исследование данной проблемы, отсутствие данных игр в продаже натолкнуло меня на мысль разработать и изготовить их самостоятельно. Дидактические игры по краеведению, разработанные мною, можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста, самостоятельной детской деятельности, а также в семейном воспитании. К играм подобран иллюстративный материал. На основе представленных игр педагогам можно по аналогии разработать игры на развитие представлений детей о любом регионе России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по краеведению.

Аннотация:

Общеизвестно, что наиболее эффективно решать задачи развития детей дошкольного возраста в контексте специфических дошкольных видов деятельности, преимущественно в игровой форме. Теоретическое и практическое исследование этой проблемы, а также отсутствие в магазинах нашего города игр по краеведению, натолкнуло меня на мысль о самостоятельном изготовлении таких игр. Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придерживаться определенных принципов:

  1. Опираться на уже имеющиеся у детей знания;
  2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям;
  3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;
  4. Постепенно усложнять задачу и игровые действия;
  5. Конкретно и четко объяснять правила игры.

Здесь представлены игры, разработанные мною, а также модифицированные игры других авторов. Игры будут интересны педагогам дошкольных учреждений, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Словесная игра «Почемучка»

Цель: Развитие вопросительно – исследовательской активности детей (на материале символов города Красноярска).

Материалы: Четыре набора картинок с изображением символов Красноярска, по три картинки в каждом наборе:

1 набор: Изображение исторических лиц города: Василий Суриков, Иван Ярыгин, Дмитрий Хворостовский;

2 набор: Символика города и края : флаг, герб города и герб края.

3набор: Предметные символы: Красноярский краеведческий музей, Исторические ворота города, Часовня на Караульной горе;

4 набор: Природные комплексы города: Заповедник «Столбы», парк флоры и фауны «Роев ручей», фан – парк «Бобровый лог».

Ход игры:

Ребенку показывают 1 набор картинок. Уточняется, знает ли он, что изображено на них. Педагог предлагает поиграть в игру «Вопрошай-ка» и задать как можно больше вопросов о том, что он хотел бы узнать про данный объект. Вводится соревновательный мотив: параллельно «на ушко воспитателю» задает вопрос игровой персонаж «Почемучка» или другой ребенок. Выигрывает тот, кто придумает больше вопросов. Сначала игра проводится с использованием пробной картинки, для того, чтобы дети поняли условие игры. После того как ребенок задал интересующие вопросы, его просят рассказать все, что он знает про объект, изображенный на картинке.

Дидактическая игра «Пьедестал почета».

Цель: Закрепление представлений об архитектурных и скульптурных особенностях достопримечательностей Красноярска, развитие связной речи.

Материал: изображения архитектурных и скульптурных достопримечательностей Красноярска, знакомых детям, изображение «пьедестала почета» - лесенки из трех ступеней.

Ход игры:

Из набора иллюстраций архитектурных и скульптурных достопримечательностей ребенку предлагается выбрать три, которые ему больше всего нравятся, разместить их на «пьедестале почета», рассказать о данной достопримечательности и объяснить, почему они привлекли его внимание.

Дидактическая игра « Герб города»

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города и городов края; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон – образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; “мозаика” из 7-10 частей герба города в разобранном варианте, изображения гербов городов края.

Ход игры:

1 вариант : Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики герб города.

2 вариант: Ведущий называет город края, дети из представленных гербов выбирают правильный вариант, обосновывая особенности изображения герба.

Дидактическая игра «Достопримечательности города».

Цель: закрепить знания детей об архитектуре города.

Материалы: фотографии исторических мест и зданий города; “мозаика” этих же фотографий; иллюстрации достопримечательностей других городов.

Ход игры

1 вариант: Детям предлагается рассмотреть иллюстрации с достопримечательностями города и отметить отличительные особенности. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона – образца, собирают из мозаики выбранную достопримечательность города.

2 вариант: Ребенок выбирает иллюстрацию с достопримечательностью города и, не показывая ее другим игрокам, начинает описывать ее. По описанию игроки должны отгадать примечательное место города.

Дидактическая игра «Думаем о родном городе».

Цель: закрепление правил поведения в городе и в природе, развитие экологических представлений.

Оборудование: мяч.

Ход игры.

Д ети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребенку и спрашивает, в каких ситуациях, можно считать, человек любит свой город. Если ребенок считает, что человек любит город, он ловит мяч, а если нет – не ловит и объясняет почему.

Человек вернулся заповедника «Столбы» с букетом ландышей.

Человек сажает в парке возле своего дома деревья.

Человек моет в Енисее свою машину.

Человек выбросил мусор в канаву возле дома.

После отдыха на острове Татышев человек собрал весь мусор.

Затем выбирается ведущий из числа детей. Выбранный ведущий сам придумывает ситуации.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель: закрепление представлений о природе родного края. Развитие логического мышления.

Оборудование: макет телевизора, экран которого разделен на 4 части, карточки с птицами, животными и растениями, обитающими на территории Красноярского края. Карточки с птицами, животными и растениями России и других стран.

Ход игры.

Ведущий вставляет в экран карточки с изображениями животных, птиц или растений. Дети находят и исключают тех, которые не живут (не растут) в Красноярском крае, объясняют почему. Эта игра постоянно пополняется по мере накопления материала.

Дидактическая игра «Животные нашего края».

Цель: Закрепление знаний детей о животных нашего края. Развитие связной речи детей.

Оборудование: схема – цветок с условными обозначениями на лепестках: место обитания, питание, звук, внешний вид, детеныши.

Ход игры.

На столе раскладываются карточки изображениями вниз. У каждого игрока схема-цветок с уловными обозначениями. Ребенок выбирает карточку с изображением животного, выкладывает в центр схемы – цветка в соответствии с условными обозначениями рассказывает о животном:

  • Как называется животное;
  • Где обитает;
  • Чем питается;
  • Какие звуки издает;
  • Как выглядит;
  • Как называются детеныши животного.

Дидактическая игра «Красный огонек».

Цель: закрепление знаний детей о растениях и животных Красноярского края, занесенных в Красную книгу.

Оборудование: Красные книги растений и животных, карточки с изображением растений и животных.

«Мой район» - дидактическая игра для детей старшей группы.

У каждого человека есть малая Родина, место, где он родился, вырос. Потом он пошёл в детский сад, школу, институт, армию. Но, куда - бы не занесла его судьба, никогда не сотрутся из памяти места, где он рос, играл, где познал первые маленькие победы и огорчения.

В данной игре речь пойдёт о значении своего района. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом, в частности с районом, возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру.

Проблема.

Огромное значение для познавательного, социально - личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городам, районом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребёнок, с известными людьми, которые выросли и жили в этом городе.

Родители имеют недостаточно знаний о своём городе, не уделяют внимания данной проблеме, считая её неважной дети не владеют достаточной информацией. Не имея достаточного количества знаний трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.

Данная проблема является актуальной для общества в целом. С этой целью мной была разработана дидактическая игра по краеведению «Мой район».

Игра разработана для детей старшей группы.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о родном районе, его объектах: детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская, перекрёсток. Закрепить знания детей по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека» «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть". Активизировать словарь. Учить отвечать на вопросы полным предложением. Развивать умение ориентироваться в своём районе, связную речь, память, мышление, внимание. Воспитывать уважительное отношение и любовь к малой Родине.

Материал: игровое поле с изображением значимых объектов района (детский сад, школа, станция скорой помощи, магазин, аптека, почта, парикмахерская), объёмный дом, карточки с вопросами по темам: «Детский сад», «Школа», «Станция скорой помощи», «Магазин», «Аптека», «Почта», «Парикмахерская», «Перекрёсток», "Пожарная часть" (карточки отличаются между собой цветом кругов, наклеенных на них). Цвет кругов на карточках соответствует цвету дорожек, ведущих к определённому объекту, кубик, фишки.

Материал, из которого выполнена игра: ватман, цветная бумага, картон, фотографии района.

Предварительная работа. Воспитатель вместе с детьми рассматривает игровое поле с фотографиями объектов района. Проводиться краткая беседа.

Описание игры . В игре принимают участие педагог и дети от 2 до 5 человек.

С помощью вопросов или считалки определяется очерёдность участников.

Передвигаться можно только с помощью фишки, каждый раз отсчитывать столько кружков, сколько их выпадет на кубике.

Для того, чтобы передвинуть фишку, нужно ответить на вопрос (вопрос написан на карточках).

Игрок берёт карточку с таким же цветом круга, как и дорожка, на которой находится фишка, с обратной стороны написан вопрос.

Если участник не отвечает на вопрос, то пропускает ход.

Если фишка попадает на объект, игрок должен составить небольшой рассказ о данном объекте.

Выигрывает тот, кто первым дойдёт до финиша (вернёт фишку в дом).

Вопросы для карточек.

Вопросы по теме "Детский сад":

Угадай, куда ведут

Малышей с утра?

Тут и завтрак, и уют,

Няня, медсестра. (Детский сад)

Назови адрес детского сада.

Для чего нужен детский сад?

Что дети делают в детском саду?

Как называется твоя группа?

На каком этаже находиться твоя группа?

Какие помещения есть в детском саду? (Группы, музыкальный зал, спортивный зал, прачка, кабинет медсестры...)

Кто работает в детском саду? (Воспитатели, помощники воспитателей, заведующий, медсестра, музыкальный работник, физрук, повара, сторожа, прачка, завхоз)

Как зовут твоих воспитателей?

Что делает воспитатель? (Занимается с детьми, играет, читает...)

Что тебе нравиться в детском саду?

Что тебе не нравиться в детском саду?

С зорьки ясной до темна

В нашем садике она.

Кто обед нам принесёт

И посуду уберёт?

Вы, конечно, помогаете,

На столы вы накрываете.

И учит не крошить,

И песка не наносить.

О ком это стихотворение? (О помощнике воспитателя)

Детский сад, весёлый, славный!

Ну, а кто здесь самый главный?

В кабинете кто сидит?

Всеми кто руководит? (Заведующий)

Добрый доктор Айболит

На посту с утра сидит,

Он и справки раздаёт,

И на пищеблок зайдёт,

И поставит в срок прививки,

И домой больных отправит.

О ком это стихотворение? (О медсестре)

Что делает медсестра? (Следит за здоровьем детей)

Что делают повара? (Повара готовят детям вкусную еду)

В большом красивом зале

Играет на фортепиано,

Учит петь и танцевать,

В игры музыкальные играть.

О ком это стихотворение? (О музыкальном работнике)

Составь небольшой рассказ о детском садике.

Вопросы по теме "Школа":

Стоит весёлый, светлый дом.

Ребят проворных много в нём.

Там пишут и считают,

Рисуют и читают. (Школа)

Для чего дети ходят в школу?

Чем отличается детский сад от школы? (В детском саду - воспитатель, а в школе - учитель, В детском саду - занятия, а в школе - урок, в детском саду - группа, а в школе - класс...)

Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Как называют детей, которые ходят в школу? (Школьники)

Каким должен быть ученик?)Добрым, любознательным, прилежным, отзывчивым, вежливым, усидчивым...)

Прозвенел звонок,

Начался...(урок)

Как называется специальная одежда для учеников? (Школьная форма)

Сумка для ученика - это...(портфель, ранец)

Для чего нужна перемена? (Перемена нужна для того, чтобы дети отдохнули и приготовились к следующему уроку)

Как назвать одним словом: карандаш, резинка, пенал, книга, тнтрадь? (Школьные принадлежности)

Из перечисленных предметов назови лишний. Скажи, почему ты так думаешь?

Букварь, ручка, машинка, тетрадь. (Машинка - это игрушка, а остальные предметы - это школьные принадлежности)

В чудесном домике живут

Весёлые друзья.

Их все по имени зовут

от буквы А до Я.

И ты, коль с ними не знаком,

Стучись быстрее в дружный дом! (Букварь)

Доскажи словечко.

На математике считают,

На перемене... (отдыхают)

Доскажи словечко.

Если хочешь отвечать,

Надо руку... (поднимать)

Доскажи словечко.

В школе дружно мы всегда скажем двойкам только... (нет).

А пятёркам, не секрет, говорим всегда мы... (да).

Составь небольшой рассказ о школе.

Вопросы по теме "Станция скорой помощи":

Если кто -то заболел,

Срочно нас зовёт на помощь,-

Набери скорей ноль - три..

И приедет... (Скорая помощь)

И в ясны день, и даже в полночь

Всегда спешит к больным на помощь.

Дорогу ей все уступают

И с уважением пропускают. (Скорая помощь)

Опиши машину скорой помощи. (Машина скорой помощи белого цвета с красной полосой и красным крестом, у неё есть сирена)

Вам нужно вызвать скорую помощь. Вы позвонили, что нужно сказать? (Нужно назвать причину вызова (кто заболел и что болит) и адрес)

В этом домике врачи

Ждут людей, чтоб их лечить.

Всем они помочь готовы-

Отпускают лишь здоровых. (Больница)

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Я хочу в халате белом,

Занемаюся важным делом.

Не болели, чтобы детки,

Им даю глотать таблетки. (Врач, доктор)

Каких врачей - специалистов ты знаешь? (Окулист, педиатр, ЛОР, хирург...)

Каким должен быть врач? Что он должен уметь? (Добрым, внимательным, умным, смелым, много знать, ничего не забывать)

Что нужно врачу для работы? (Вата, бинт, шприц, термометр, таблетки...)

Кто такой пациент? (Человек, которого лечит врач)

Составь небольшой рассказ о станции скорой помощи.

Вопросы по теме "Магазин":

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,-

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в... (магазин)

Что такое магазин? (Магазин - специально оборудованное здание или его часть, предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям)

Названия каких магазинов вы знаете? ("Игрушки", "Мебель", "Одежда", "Продукты", "Хлеб", "Овощи" ...)

Как надо детям вести себя в магазине? (Ничего не трогать руками, не баловаться...)

Где в магазине расплачиваются за покупку? (На кассе)

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (Продавец)

Каким должен быть продавец? (Внимательным, вежливым, честным...)

За сметану, хлеб и сыр

В кассе чек пробьёт...(Кассир)

Кто такой кассир? (Кассир - это продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой, он "Пробивает" чек и берёт с покупателя деньги за товар)

Кроме продавцов, кто ещё работает в магазине? (Уборщица, водитель, грузчик, директор магазина)

Как называют тех, кто покупает товары? (Покупатели)

Что такое товар? Товар - любой продукт, который произвели для продажи)

Что мы можем купить в продуктовом магазине? (Продукты)

Что такое ассортимент? (Ассортимент - это выбор товара, перечень различных видов товара)

Составь небольшой рассказ о магазине.

Вопросы по теме "Перекрёсток":

Это место пересечения,

Для дальнейшего движения.

Примыкания дорог,

Чтобы ты проехать мог.

Или может разветвленье

Посмотри, без промедления. (Перекрёсток)

Регулировщик - машин руководитель.

Там, где он, легко и просто,

Он для всех - путеводитель.

Работает, где сложный... (Перекрёсток)

Командуя жезлом, он всех направляет,

И всем перекрёстком один управляет.

Он словно волшебник, машин дрессировщик,

А имя ему - ... (Регулировщик)

Для чего нужен светофор? (Светофор регулирует движение)

Какой свет нам говорит:

"Проходите - путь открыт" (Зелёный)

Какой свет нам говорит:

"Вы постойте - путь закрыт!" (Красный)

Если для машин горит зелёный свет, то какой горит для тебя? (Красный)

Это место каждый знает -

Здесь люди ходят и гуляют.

Только это не бульвар -

Это просто... (Тротуар)

Всем знакомые полоски,

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт

Пешеходный... (Переход)

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе хочу помочь. (Светофор)

Какое животное помогает нам переходить улицу? (Зебра)

Как нужно вести себя, если ты переходишь проезжую часть?

Как правильно перейти перекрёсток, на котором нет светофора? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Если нет транспортных средств, совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Как правильно переходить перекрёсток, на котором есть светофор? (Остановиться на краю тротуара. Посмотреть на светофор на противоположной стороне дороги. Дождаться разрешающего сигнала светофора. Убедиться в остановке транспортных средств. Посмотреть налево и назад, чтобы увидеть поворачивающее транспортное средство, направо, затем снова налево. Совершить переход, контролируя движение транспорта с обеих сторон.

Составь небольшой рассказ о перекрёстке.

Вопросы по теме "Аптека":

Если плохо человеку -

Мы торопимся в...(аптеку)

Продавцы в её отделах

За стеклом в халатах белых,

Заболевшие всегда

От врача идут сюда. (Аптека)

Для чего нужна аптека? (Чтобы продавать/покупать лекарства)

Кто работает в аптеке? (Аптекарь)

Здесь особенное царство:

В нём живут лекарства,

Мимо ваты, йода, шприцев

Коли мама ходит, как царица.

Кем работает мама Коли? (Аптекарь, провизор, фармацевт)

Важна ли профессия аптекаря? Почему? (Важна, потому что аптекарь помогает заболевшим людям выбрать нужное лекарство или посоветовать какие - то витамины, или приготовить лекарство по рецепту врача)

Каким должен быть аптекарь? (Внимательным, вежливым, грамотным, образованным...)

Какая одежда у аптекаря? (Специальная одежда: белый халат)

Как назвать человека, который пришёл в аптеку за лекарством? (Покупатель)

Там лежат на полках вряд

Не зефир, не шоколад,

Не печенье, не конфетки,

А различные...(таблетки).

Названия каких лекарств ты знаешь?

В овощах и фруктах есть.

Детям нужно много есть.

Есть ещё таблетки

Вкусом как конфетки.

Принимают для здоровья

Их холодною порою.

Для Дашули и Полины

Что полезно? - ...(Витамины)

Что, кроме лекарств и таблеток, можно купить в аптеке? (Бинты, вату, градусники...)

Нужно ли покупать лекарства без назначения врача? Почему? (Нет. Можно не вылечиться, а навредить своему здоровью)

Для чего нужен термометр? (Измерять температуру)

Что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Соблюдать правила гигиены, кушать фрукты, овощи...)

Составь небольшой рассказ об аптеке.

Вопросы по теме "Парикмахерская":

Ножницы, шампунь, расчёска,

Всем я делаю причёски,

Стригу и взрослых, и детей.

Отгадай меня скорей! (Парикмахер)

Как называется профессия человека, который подстригает, делает причёски? (Парикмахер)

Что такое парикмахерская? (Это место, где человек может подстричься, сделать причёску, покрасить волосы)

Нужна ли профессия парикмахер? Почему?

Каким должен быть парикмахер? (Внимательным, добрым, вежливым..)

Что делает парикмахер? (Подстригает волосы, делает причёски, красит волосы)

Что нужно парикмахеру для работы? (Ножницы, расчёска, фен, полотенца...)

Какая одежда у парикмахера? (Спецодежда)

Тебе нужно подстричься, ты пришёл в парикмахерскую, твои действия (Что ты скажешь?)

Скажи: причёска может быть какая? (Красивая, аккуратная, модная, стильная...)

В женском зале кого подстригают? (Женщин)

В мужском зале кого подстригают? (Мужчин)

Ножницы, фен, нож, расчёска - что лишнее? Почему?

Что одевает парикмахер человеку, которого стрижёт? Зачем? (Накидку)

Послушай легенду.

В одном городе было две парикмахерских, в одной всё блестело и сам парикмахер был гладко выбрит с отличной причёской, а в другой парикмахерской было грязно и не уютно и сам парикмахер ходил "лесенкой" подстриженный. К одному парикмахеру ходили толпы народа, а к другому ходили редкие случайные посетители. Объясни, почему у парикмахеров было разное количество посетителей?

Составь небольшой рассказ о парикмахерской.

Вопросы по теме "Пожарная часть":

С огнём бороться мы должны.

С водою мы напарники.

Мы очень людям всем нужны.

Так кто же мы? (Пожарные)

Смел огонь, они смелее,

Он силён, они сильнее,

Их огнём не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

Победит огонь коварный

Тот, кого зовут... (пожарные)

По какому номеру нужно звонить при пожаре? (По номеру 101)

В чём заключается работа пожарных? (Пожарные занимаются не только тушением пожаров, но и их предупреждением)

Каким должен быть пожарный? (Храбрым, выносливым, ловким, сильным, дисциплинированным, внимательным, быстро принимать решения)

Беда! Беда! Беда!

Бегите все скорей сюда!

Кругом и огонь, и дым, и угар.

В соседней квартире случился... (пожар)

Чем тушат пожарные огонь? (Заливают водой из специальных шлангов - рукавов специальной пеной (огнетушители)

Загудела, прилетела

И взялась скорей за дело.

Поливала, поливала.

Всё! Опасность миновала. (Пожарная машина)

Какого цвета пожарная машина? Почему? (Пожарная машина красного цвета. Её все узнают и пропускают)

У машины синий глаз

Вдруг включился ярко.

Как заревёт, завизжит,

Пропустить вперёд велит.

Кто б из вас сейчас сказал,

Как зовётся тот сигнал? (Сирена)

Для чего пожарной машине сирена? (Когда едет пожарная машина, то все другие машины уступают ей дорогу, услышав звук пожарной сирены)

Из - за чего может случиться пожар? (Из - за невнимательности людей, из - за неосторожного обращения с огнём)

В мире есть она повсюду,

Без неё так трудно люду!

С огнём справиться всегда.

Друзья, что это? (Вода)

Она о тесный домик свой

Лишь почесалась головой.

И сразу - словно не жила -

Сгорела, бедная, дотла. (Спичка)

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова,

Может час, а может два.

Ты его рукой не тронь:

Искусает всю ладонь. (Огонь)

Как ты понимаешь пословицу: "ОТ искры пожар рождается".

Как ты понимаешь пословицу: "Маленькая спичка сжигает большой лес".

Как ты понимаешь выражение: "Спички детям не игрушка".

Составь небольшой рассказ о пожарной части.

Вопросы по теме "Мой район":

Как называется город, в котором ты живёшь? (Луганск)

От названия какой реки Луганск получил своё название? (От реки Лугань)

Город Луганск какой? (Красивый, чистый, ухоженный, современный...)

Какие интересные места ты посетил в Луганске? (Краеведческий музей, цирк, кукольный театр, парк 1 Мая...)

Люди, которые живут в Луганске, они кто? (Луганчани)

Как называется твой район? (Жовтневый)

Нравится ли тебе район, в котором ты живёшь? Чем он тебе нравиться?

Что есть в твоём районе? (Детский сад, школа, аптека...)

Как называется улица, на которой ты живёшь?

Назови свой адрес.

Опиши свой двор.

Дом, в котором ты живёшь, он какой? (Многоэтажный - одноэтажный, большой - маленький...)

Где ты больше всего любишь гулять?

Сегодняшние мальчики и девочки, посещающие детский сад, станут взрослыми людьми. Они будут отвечать за жизнь общества, за планету по имени Земля. И каждому ребёнку необходимы чувство любви к природе, забота о живом, способность предвидеть последствия поведения в природе. Пришла необходимость воспитывать детей в гармоничном сосуществовании с природой, которая рядом с нами, в том месте, где мы живём.

Детство немыслимо без игры. Природа игры предоставляет возможность на свободу поведения, создаёт атмосферу общей увлечённости. Важно, что игровая ситуация позволяет раскрыться самым неожиданным качествам ребёнка дошкольного возраста. В игре он старается проявить себя с лучшей стороны. Игра расширяет границы для проявления творчества, и происходит это легко и непринуждённо, потому что захватывает и сам процесс игры, и её результат. Игра помогает подружиться с природой и узнать, что на лугу растёт не просто трава, а мать и мачеха, донник и зверобой, тысячелистник и клевер, что зяблик поёт не так как синица.

В игре –путешествии в сказочную страну ботаников дети познают, изучают свою малую родину. Пусть дети сами выберут себе роль на данном этапе, т.к. сказочный путь дарит новые впечатления.

Игры на прогулках.

Такие игры не требуют подготовки, направлены на тренировку органов чувств, памяти, развитие наблюдательности — например, «Проверь свою наблюдательность». Во время прогулки или экскурсии воспитатель выбирает уголок природы, предлагает детям в течении одной-двух минут рассмотреть местность и запомнить детали. По истечению времени играющие отворачиваются и перечисляют подробности, которые им запомнились. За правильный ответ – один бал. Побеждает ребёнок, набравший наибольшее количество.

Игра «Путешествие назад». Перед началом путешествия выбрать маршрут, напомнить детям, чтобы они были внимательны, запоминали всё, что встречается в пути. В конце маршрута задать вопросы:

  1. Что вы видели?
  2. Сколько поворотов было на маршруте?
  3. Какие деревья растут по сторонам дороги?
  4. Какие кустарники растут по сторонам дороги?
  5. Какие растения были цветущие?
  6. Какие растения были плодоносящие?
  7. Встретили ли вы животных? Каких?
  8. Какие звуки сопровождали вас в пути?
  9. Нужно ли оберегать растения и животных?
  10. О чём вы мечтаете, когда встречаетесь с братьями меньшими?
  11. Что вам понравилось на пути?

Игра «Слушаем природу». Детям поочерёдно завязывают глаза и предлагают распознать звуки: шелест листвы, удара о дерево, шум ветра, плеск воды, голоса птиц, полёт шмеля. Победитель тот, кто больше дал правильных ответов.

Игра «Угадай растение». Воспитатель кладёт одно растение в определённое место. Дети должны задать вопросы:

  1. Высокое или низкое растение?
  2. Один или много цветков?
  3. Какого они цвета?
  4. Имеют ли они запах?
  5. Какие листья имеет растение?
  6. Какую крону имеет растение?
  7. Какое растение: травянистое, древесное, кустарниковое?
  8. Как выглядит ствол растения?

На вопросы воспитатель отвечает «да» или «нет». Побеждает тот, кто первый произнесёт название этого растения.

Игра «Угадай растение», но теперь дети описывают выбранное растение, до тех пор пока воспитатель не отгадает, о чём идёт речь. Воспитатель руководит описанием и указывает пропущенные признаки.

Подобная игра в вопросы и ответы развивает у детей наблюдательность и умение чётко характеризовать отличительные признаки растений.

Игра «Узнать растение по запаху».

Воспитателю необходимо подобрать листочки полыни, мяты, пижмы, ромашки, тимьяна, душистые плоды ягодных растений, лук, веточку сосны, укроп, петрушку, листья смородины. Образцы поместить в непрозрачные баночки и закрыть крышкой. Играющие должны по запаху определить растение.

Игра «Удивительное растение (животное) » Ребёнку необходимо рассказать о удивительном представители флоры или фауны родного края.

Конкурс плакатов «Природа и люди»

Цикл дидактических игр по ознакомлению с родным городом

Знакомясь сродным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры по краеведению для детей старшего дошкольного возраста помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Задачи:

1.Расширять представления детей о зданиях и их назначении.

2. Закреплять правила безопасного поведения на улице.

3.Закреплять и расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т. д.)

4.Развивать связную монологическую речь.

5.Воспитывать любовь и уважение к родному городу.

«Путешествие по городу»

Задачи:

Упражнять детей в группировке карточек с определенной тематикой;

Расширять знания о родном городе;

Развивать мышление и память.

Ход игры:

Большие карточки педагог раздает детям, маленькие оставляет у себя. Ведущий берет по одной маленькой карточке, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на большие карточки. Тот, к кому относится карточка, называет, что изображено на ней и рассказывает все, что знает. Остальные игроки могут дополнять его рассказ.

Игровое правило:

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Найди пару»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять умение устанавливать отношения между объектами и людьми, работающими на этих объектах;

Развивать зрительную память, восприятие;

Развивать умение анализировать свой ответ.

Ход игры:

Карточки с изображением учреждений города педагог раздает детям, другие – оставляет у себя. Ведущий берет по одной карточке с изображением людей, работающими на этих объектах, показывает ее игрокам и просит внимательно посмотреть на карточки, которые находятся у них. Тот, к кому относится эта карточка, называет, что изображено на ней.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор карточек.

Игровое действие: Поиск нужных карточек.

«Сложи картинку»

(игра предназначена для детей 5-7 лет)

Задачи:

Закреплять знания детей о внешнем виде зданий города Тюмени;

Учить складывать из частей целое.

Ход игры:

1. Ребенок собирает из частей картинку с видом музея (других достопримечательностей города).

2. Участвуют 2-3 ребенка. Используется несколько комплектов разрезных картинок, части картинок перемешиваются. Дети выбирают нужные части картинок и соединяют в общее изображение.

Игровое правило: Выигрывает тот, кто соберет картинки первым

Игровое действие: Подбор нужных частей картинок.

«Найди герб наш его города»

Задачи : закрепить представление детей о гербе родного города; уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материал : Карточки с изображениями гербов разных городов Тюменской области.

«Собери герб нашего города»

Задача: Закрепить представления о символическом значении изображения герба города Тюмени.

Материал: Разрезные картинки герба города Тюмени.

«Узнай герб»

Задача : учить детей узнавать гербы городов Тюменской области.

Материал: картинки гербов городов Тюменской области, карта Тюменской области с нанесёнными точками расположения городов на карте.


«Достопримечательности Тюмени»

Цель: Научить детей узнавать достопримечательности родного города и классифицировать их по назначению.

Материал: Картинки различных достопримечательностей города по несколько видов: мосты, театры, музеи, фонтаны, памятники, скверы и др.