АХТУНГ! МНОГОБУКВ! Это, по сути, обучение. Также, некоторая часть этой статьи имеется в обучении самой игры.
Заранее прошу не кидать тапками за пунктуацию и плохо составленные предложения. Ну, может ещё и орфографию в некоторых случаях.

Игра от шведской компании , которая выпустила такие игры, как , в отличии от которой имеет лишь несколько отличий. Например, когда происходят действия игры и некоторые изменения в геймплее.
Самое начало игры.
После запуска в загрузочном меню показываются некоторые подсказки, к которым я бы посоветовал прислушиваться, и портреты известных личностей.

Следом идёт меню, в котором вы можете выбрать играть в одиночку, или по сети. Также можно изменить настройки, посмотреть авторов, либо пройти обучение.


Выбираем одиночную игру и попадаем в меню с выбором эпохи и страны.
На счёт времени. Вы можете выбрать как совершенно любую дату от 1444 года до 1821, так и сценарий типа Войны за независимость или колонизации Нового Света.
К сожалению, играть бесконечно вы можете лишь благодаря плагинам, доступным в Steam Workshop, а так лишь до 1821 года.
Также, игра вам подскажет, за какую страну легче играть в определённый момент времени.

Для исследования доступен почти весь мир. Некоторые регионы необходимо колонизировать, а для некоторых понадобятся определённые науки.

Теперь о самом игровом процессе.
Выбрав одну из множества различных стран, камера централизуется на столице этой страны.


Здесь мы можем видеть множество различных кнопок, иконок и прочего, прочего, прочего.
Начнём с центра. Это Ваша столица, в ней располагаются начальные войска и флот, которые зависят от выбора некоторых факторов, таких как сложность и фора.
Вокруг расположены войска и страны, в зоне видимости вашей, то есть прилегающие к вашим границам. Так же вам видны границы стран, у которых с вами союз.
В окошке справа, под таймером, показывают ваших дипломатов, купцов (изначально у каждой страны их 2, но у торговых республик, таких как Венеция, их на одного больше), армии и флот. Так же это окошко можно настроить и в нём могут быть показаны время постройки зданий, формирования войск и прочие.
О самом таймере. Имеется пауза, которая, конечно же, останавливает время в игре (в сетевой игре, если какой-нибудь из игроков остановит время, его можно будет запустить через 30 секунд). Так же доступно 5 скоростей. На самой высоко месяц длится около 8 секунд.
Теперь о верхнем баре. Первое - казна. Игровая валюта - дукаты. Плюс или минус около монетки означает прибывают ли в вашу казну монеты или убывают. При наведении можно узнать точное кол-во поступающих или убывающих дукатов.
Затем идут рекруты. Это важный фактор в войнах, ибо рекруты нужны для формирования армий и их пополнений в случае потерь.
Ежемесячно количество рекрутов увеличивается за счёт различных построек, наук или событий, а так же количества регионов, которыми вы владеете.
Стабильность. Стабильность повышается или понижается за счёт событий, либо при помощи покупки её за очки правителя. Варьируется она от -3 до 3. При -3 в стране постоянно будут восстания и ещё много всяких минусов. При положительной стабильности, очевидно, будут плюсы.
Престиж. Престиж варьируется от -100 до 100, который изменяется в связи с событиями и ежегодно. Каждый год престиж убывает или прибывает, в зависимости от того, сколько его. То есть если престиж отрицателен, он будет увеличиваться, т.к. стремится к нулю. Собственно, при положительном количестве, он будет уменьшаться. Количество получаемого престижа за год зависит от событий, советников,от базового значения изменения 5% и нескольких других факторах.
Дегитимность (республиканские традиции в случае с Венецией). Легитимность изменяется так же в связи с событиями, иногда возникающими в стране. В отличии от престижа, легитимность стремится к 100. Легитимность влияет на риск восстания в провинциях и другие факторы.
Жипломатический вес, который изменяется в зависимости от имеющихся у вас соперников (о них позже). При определённых количествах веса вы получите некоторые бонусы.
Теперь три значка под верхним баром. Это очки правителя. Административные, дипломатические и военные, соответственно.
Они нужны для различных целей, таких как постройка зданий, национализация захваченных провинций, найм генералов или просто тратятся в событиях. Каждый месяц получается n кол-во очков, которое зависит т способностей вашего правителя и советников.
Следом идут флажки, которые показывают, что чего-то вашей стране не хватает. Например, первый флаг указывает, что у вас мало соперников, которые влияют на дипломатический вес и помогают при военном захвате провинций.
Второй флажок указывает на возможны восстания. Для их подавления достаточно потратить несколько военных очков, повысить стабильность, национализировать регион либо какие-то другие причины, коих достаточно.
Третий флажок говорит о том, что вам доступны для найма советники, которые дают различные бонусы, в том числе ту самую прибавку к очкам правителя. Доступны всего три советника, по одному на каждое очко.


Здесь я выбрал найм администратора. Сначала доступны для найма лишь 3 советника, количество которых может изменяться при принятии определённых групп идей, либо при событиях.
Четвёртый флажок показывает вам ваши договоры о перемирии.
Пятый флажок, что на данный момент вы можете выбрать некое задание, которое даёт престиж и другие плюсы. Задания эти скорее помогают вам продвигаться в игре, т.к. там часто идёт захват кого-нибудь или заключение союза.
Ну а шестой, что вы можете нанять генерала для ваших армий.
Флажков, конечно же, больше, но о всех говорить не буду.
Карта. На определённый момент игры определённые страны имеют свои открытые территории. Зависит от исторических факторов, либо, если вы не желаете открывать новые территории, со временем вам придёт оповещение, что открыта новая земля.

Так же существует несколько режимов карты. Каждый из них для чего-то нужен. Первый, например, показывает климат и местность регионов. Описывать каждый режим не буду, при наведении на его иконку описываются его функции.

Теперь нажмём на герб, расположенный в левом верхнем углу. Нам открывается окошко страны.

Первая вкладка, Управление , там написаны: тип вашего правления, способности правителя, бонусы страны, принадлежность к культуре и ежемесячная прибавка очков правителя.
О правителях. Республиканские страны имеют срок выборов правителя, в зависимости от самого типа правления. Выбирать можно из трёх правителей: чиновник, дипломат и военный. Каждый имеет силу в ежемесячной прибавке очков правителя, зависящей от его направления.
В обычных же странах царствуют до самой смерти посредством наследства. Если правитель страны умер и его наследник слишком юн, то правление возьмёт в свои руки временный регентский совет. Если же наследника нет, то начинается междуцарствие.
Для повышенного получения наследников необходимо заключать династические браки с другими странами.

Вторая вкладка, Дипломатия , в ней можно увидеть соседние страны, отношения с ними, страны, которые считают вас врагами, или выбрать тех самых соперников для повышения дипломатического веса.

Также можно создать вассалов из захваченных вами регионов, но которые не национализированы вами. Вассалы будут вашими союзниками, и платить вам ежемесячно.
Ещё тут можно увидеть какую религию исповедует страна, вашего правителя, количество дипломатических связей, превышение лимита которых будет отрицательно сказываться на получаемых дипломатических очках.

Экономика .

Здесь показаны доходы страны, бонусы доходов, инфляция и прочая информация, связанная с деньгами.
Инфляция может увеличиваться как при получении денег от страны в случае заключения мирного договора, как его части, так и при добыче золота.
Займы нужны когда в казне страны не будет денег вообще. Займы берутся на определённый срок, и должны быть возвращены с процентом. Общее количество займов, которые Вы можете получить зависит от стран и ещё нескольких признаков.

Торговля.

Торговля нужна для получения прибыли. Получаемый от торговли доход и модификаторы, увеличивающие её процент также показаны здесь. Здесь указаны различные торговые узлы в пределах вашей видимости, куда вы можете отправить одного из ваших торговцев. НО это не значит, что вы можете отправить вашего торговца на другой конец света. На дальность влияет... "дальность".
Теперь о самой торговле.
Вы можете поставить купца на торговый узел перенаправлять торговое влияние в другой узел, что увеличит общий доход с узла всех стран, чьи торговцы в нём находятся. Либо направить купца собирать прибыль. На добываемую с узла прибыль влияет торговое влияние.

Технологии.

На технологии расходуются очки правителя. Каждая из трёх технологий имеет своё направление, как, разумеется, и очки, требуемые для её изучения. Так, например, военные технологии нужны для открытия военных бонусов, а дипломатические для улучшений торговли, либо открытия нового флота.
На количество нужной для технологии очков правителя влияют технологическая группа, к которой относится страна, или временные проценты, получаемые за отставание в изучении науки, или, наоборот, в преуспевании. А так же некоторые бонусы, получаемые с определённых групп идей.

Идеи.

Группы идей открываются с изучением новых уровней административных технологий.
Подобно технологиям, группы идей делятся на три типа и изучение их расходует очки правителя. При изучении новой ветви идеи вносится очко в национальные идеи (Венецианские идеи, в данном случае).

Задания.

Нужны для получения престижа и продвижения в игре.
В заданиях есть пункт "национальные решения", в которых, при определённых условиях можно, например, создать русскую нацию из Московии, или Скандинавию, при объединении Дании, Норвегии и Швеции.
Бонусы внутренней политики доступны при изучении групп идей.

Стабильность и экспансия.

В этой вкладке можно уменьшить усталость от войны, которая негативно влияет на множество факторов, такие как время формирования армий и риск восстания. Можно повысить и саму стабильность за административные очки.
Также можно видеть в каких провинциях собираются восстания, управлять сверхрасширением и увидеть данные о колонизации.
Поподробнее о колонизации. В меню показано три фактора колонизации. Первый - дистанция. Дистанция влияет на то, как далеко ваш колонист может исследовать незаселённые земли от ближайшего вашего региона. Число это так же может увеличиваться науками. Второй пункт - ежегодный прирост поселенцев. Для того, чтобы полностью колонизировать регион вам надо, чтобы в городе было 1000 человек. Это стандартное число, и оно так же увеличивается науками. Третий пункт - административная эффективность. Это "мера того, насколько эффективно Ваша страна управляет захваченными территориями..."
Ещё для колонизации территории необходимо уничтожить всех находящихся на данный момент в нём туземцев. Если этого не делать, то они будут совершать набеги на ваше поселение и убивать народ. Делается это просто перемещением вашего отряда на нужный регион и выбором нужного пункта в меню армии.
Помимо базового прироста имеется некоторый шанс присоединения к вашему колониальному городу некоторого населения каждый месяц.

Религия.

Тут можно увидеть, в какой из ваших провинций главенствует иная религия, отличная от вашей и вы можете отправить в этот регион миссионера. Также показаны единицы терпимости к другим религиям и возможность сменить главную религию страны.
Католики могут голосовать за неизбранных кардиналов получая ежемесячно определённое количество влияния на Папу, тем самым получая влияние этих кардиналов, когда они таковыми станут. Если так получилось и ваша держава стала контролировать Папскую курию, вам будет доступен такой повод для войны, как крестовый поход. Вы можете призвать к нему против определённой державы, которая исповедует иную религию. В таком случае все католические страны будут иметь повод для войны с этой страной. Также Папа может отлучить католическую страну от церкви.
Для увеличения влияния на Папу можно стать защитников веры за 500 дукатов сроком на 24 месяца. Но если у вас имеется меньше престижа, чем у другой страны, желающей быть защитником веры, то сей титул с вас спадёт. Также вы потеряете этот титул, если нападёте на страну, исповедующую ту же религию, что и вы, или при смерти вашего правителя. Также это даст дополнительного миссионера и повысит боевой дух вашей армии, но повысит кол-во нужных для изучения наук очков.
У православных стран есть Патриарх, увеличивать или уменьшать влияние которого вы можете при некоторых, довольно частых, событиях. Минусов в минимальном влиянии нет, но при 100% патриарх увеличит силу миссионеров, уменьшит риск восстания, на 33% увеличит кол-во рекрутов, но и уменьшит на 33% доход от налогов. Так что решайте сами.
Вообще, религий слишком много, чтобы каждую из них описывать. Можете сами всё увидеть.

Военное дело.

Здесь вы можете нанять генерала, который позволит вашей армии быть эффективнее при осаде или в сражениях, а так же выживать в условиях зимы, либо при той же осаде.
Можете изменить тип нанимаемых войск, который открывается при открытии новых военных технологий.
Можно увидеть различные модификаторы вашей армии, которые делают её эффективнее, и её пределы. Предел войск увеличивается от получения вами регионов.
Теперь о том, что значат значки. Первое - стоимость в дукатах за один отряд (1000 человек). Потом боеспособность - прибавка к урону вашей армии. Огневая мощь, влияющая на урон от огня во время сражений. Мощь натиска, влияющая на урон в ближнем бою. И общее количество подразделений, имеющихся у вас. С флотом похоже. Стоимость, боеспособность, орудия, размер корабля (на что влияют, не знаю) и итог.

Автономии.

Здесь показаны ваши вассалы. Это ваши союзники, которые будут участвовать с вами в войнах, и будут помогать захватывать провинции от вашего имени. Они приносят ежемесячный доход, который зависит от формы правления или групп идей. Ещё видим доход от колоний, и общий, получаемый со всех колоний и вассалов доход. Вассалитет занимает одну из нескольких возможных дипломатических связей, поэтому нельзя брать себе огромное количество вассалов. Можно, конечно, но тогда вы не сможете изучать дипломатические науки.

Фракции.

Фракции доступны торговым республикам. Влияние их можно повысить либо при помощи очков правителя, либо же оно повысится само, при выборе правителя. Дают фракции различные бонусы, которые помогут вам в определённых случаях. Хотя фракции расположены наоборот, относительно административных очков. Так, аристократы дают военные бонусы, а гильдии административные.

Достижения.
Достижения можно получать только в одиночной игре при отсутствии каких-либо плагинов в режиме Ironman. Есть множество различных по сложности достижений, такие как захват ВСЕГО мира, либо захват одной ничтожной провинции.

Ну вот, в общем-то, и всё. Вроде ничего не забыл. Спасибо за прочтение, надеюсь, кому-то эта статья поможет разобраться в игре, а кого-то толкнёт на её покупку.

Если бы где-то в мире проводился конкурс на самую неторопливую игру, Europa Universalis IV финишировала бы в нем... последней и завоевала чемпионский титул. Чтобы играть в нее, требуется терпение, способное пережить столетия. Но при этом если уж втянулся, оторваться от нее невозможно. Парадокс? Ну да, на логотипе разработчиков так и написано.

Добрый Старый Свет

Мы уже как-то раз писали, что учиться играть в стратегии от Paradox нужно не только в плане освоения и понимания механики и геймплея, но и в более глубоком смысле. Europa Universalis IV требует терпения, усидчивости, умения созерцать — потому что львиную долю времени в игре вы будете именно что наблюдать за результатами своих действий. Принимать важные решения, совершать дипломатические процедуры — а потом подолгу смотреть, как ваш план (или импровизация) воплощается в жизнь.

На старте карта мира соответствует официальной истории. Но стоит вам внести изменения, как цепочка костяшек домино перевернет все к чертовой матери!

«Европа 4» — такой же инструмент для проведения исторических экспериментов, как и ее предшественница семь лет назад. На нашей совести — судьба отдельного взятого государства. Мы вольны управлять им как нам заблагорассудится: наращивать королевскую рать и драться с соседями по материку, создать целый штат купцов и подчинить себе торговлю, разыскать Новый Свет и присвоить себе его богатства... да мало ли что.

Местные любят бунтовать, когда бледнолицые захватывают их земли. Но некоторые туземцы готовы идти на мировую и даже вливаться в ваши колонии.

Игровые средства довольно точно симулируют внутреннюю и внешнюю политику. Взять показатель стабильности: чем он выше, тем больше собираемый налог, меньше риск восстания — ярче свет и легче дышится. Уйдет в минус — добро пожаловать в тартарары! И инфляция тут есть и любит становиться гиперинфляцией, если вам везет на золотые месторождения. А еще — всевозможные показатели экономики, торговли, усталости от войны, довольства и недовольства, военные и морские традиции, — и за всем нужно посматривать, не забывая про план на случай форс-мажора.

На Западном фронте без перемен

Ну и война, конечно. Здесь война — это частный случай дипломатии, а не хлеб насущный, как где-нибудь в Total War , и не заноза в заднице, как в Civilization V . Война может оказаться полезной только для ее инициатора и для тех, кто был к ней готов и нашел ей применение. Как то — вытрясти деньжат со старых неприятелей, чтобы расплатиться с долгом по кредиту, или принудить побежденного освободить несколько малых народов, которые наверняка захотят с нами дружить.

Война на измор тут не приветствуется. Захват провинций или даже полная аннексия возможны только в случае, если у врага небольшая территория, а у вас — чудовищный перевес в вооруженных силах. При этом показатель агрессивности державы-инициатора взлетит под потолок, что плохо отразится на мнении окружающих стран. Поверьте, они запомнят ваши захватнические аппетиты и пойдут на все, чтобы предотвратить новые жертвы. Поэтому воевать следует аккуратно, оглядываясь на общественность и расходы.

Важно всегда помнить, сражения — это далеко не высшая точка в Europa Universalis. Монаршие интриги, возня в Папской курии, торговые свершения и колонизация — такие занятия куда полезнее и приятнее. А мордобой если и допускать, то дозированно, по случаю и обязательно с выгодой. Впрочем, как уже говорилось, по большей части вы будете следить за результатами своих трудов и ждать новых. Подобный неторопливый, воистину стратегический игровой процесс не всякому окажется по душе. Но попробуйте все же настроиться на эту длинную-предлинную волну — возможно, что государственные дела окажутся интереснее всех прочих.

Карл у Клары украл корону

Paradox не решились на глобальные перестройки механики. Europa Universalis 4 отличается от третьей части довольно сильно, но — незаметно: большинство инноваций видны только наметанному глазу, а не знакомый с серией человек и вовсе не найдет никаких различий, кроме графических.

Серьезной операции подвергли систему внутреннего управления страной: административный, дипломатический и военный ресурсы. Они накапливаются благодаря умениям правителя, навыкам ваших советников и некоторым менее значимым факторам.

Применяются новые «ресурсы» почти всюду. Например, в переговорах — многие действия требуют растраты накопленных «голубков»: например, заключение мирного договора чревато большими расходами этого ресурса. Военные очки можно потратить на обучение военачальников и их содержание. Очки управления расходуются на повышение стабильности (и чем чаще повышаете — тем дороже) или внедрение приобретенной провинции в состав государства (раньше этот процесс происходил сам). Кроме того, все ресурсы тратятся на постройку зданий — понемногу там, понемногу сям. Новая система достаточно гибкая, но в то же время постоянно ставит перед тяжелым выбором: куда вложить очки, а с чем повременить.

Хороший советник проест в казне дыру, а взамен наградит тугим потоком очков управления, дипломатии или военного дела.

Править караваны

Разработчики собрали заново систему национальных идей. Пять групп по шесть проектов переплавили в здоровенную таблицу из пятнадцати идейных последовательностей, разделенных на три группы — дипломатическую, административную и боевую. Каждая из идей составлена из семи «перков», которые придется открывать один за другим. Идей хватит на все случаи жизни и воинствующему монарху, и предприимчивому президенту. Сверх того у каждой страны есть своя персональная идея с «перками» — они открываются сами, когда вы изучаете идеи по выбору. Система довольно громоздкая, зато гораздо шире и глубже, чем раньше.

Поначалу в ворохе идей легко запутаться, но со временем принципы станут ясными как день.

Торговые схемы тоже переписали почти что с чистого листа. По новым правилам торговые центры не просто служат вместилищем для купцов — через них тянутся ниточки торговых путей со всего мира! И чтобы поиметь с них прибыль, придется расставить своих толстосумов на одном из таких путей. Один будет «транслировать» денежную мощь центра «вниз по течению», к следующему «буферу», где должен «караулить» следующий купец, ну и так далее. Естественно, без целого синдиката предпринимателей торговую империю не сколотишь: бизнес теперь не так доступен и прост.

В окне найма и строительства мы выбираем объект и лишь потом провинцию. Для маленьких стран не так уж и полезно, а вот монструозные империи сэкономят кучу времени.

ЭТО ВАЖНО: в Europa Universalis 3 агенты (дипломаты, шпионы и т.д.) работали как ресурс: если вы отправите колониста за океан, назад он не вернется, а новые колонисты будут «рождаться» с определенной частотой. Четвертая часть превращает «людей-расходников» в полноценных личностей, которые возвращаются в штаб, выполнив задание.

Если дела пошли худо и страну раздирают разногласия, на поверхность «всплывает» еще один немаловажный элемент игры — повстанцы. Иногда это озверевшие от засилья буржуев крестьяне, но гораздо чаще — мини-фракции, которые желают добиться своего. Националисты захотят избавиться от вашего господства, еретики — поменять религию, некоторые бунтари намерены примкнуть к другой стране. И если раньше разговор с ними был короткий, то сейчас их можно либо традиционно одолеть в бою, либо выделить объем военного ресурса на усмирение, либо даже согласиться с требованиями, если повстанцы захватили какой-нибудь важный объект. При этом армии восставших могут достигать численности в двадцать полков (что, возможно, не предел), а это серьезная сила.

Дух Европы решил, что в нашей стране должна упасть стабильность. И чем лучше будут дела, тем чаще этот призрак будет устраивать сюрпризы.

Многие детали попросту полетели за борт. Ползунки управления, к примеру, — такая штука гораздо органичней смотрится в «Дне Победы 3». Ликвидировали рыцарей плаща и кинжала: с их куцым списком заданий успешно справляются дипломаты. Ничего такого, о чем стоило бы жалеть.

* * *

Самый большой упрек в адрес Europa Universalis 4 — консерватизм. Не так уж много изменено в игре, не тянет она на продолжение. А ведь раньше у Paradox поколения различались кардинально (сравните хотя бы День Победы 2 и День Победы 3 ). Игра в обновленном виде нисколько не потеряла, только обрела. Но в дружелюбии к новичкам ее по-прежнему не упрекнешь — если уж собираетесь браться за «Европу», готовьтесь тщательно изучать всю подноготную.

Порадовало
Огорчило

  • игра все так же богата на детали и события;
  • убедительная симуляция внешней и внутренней политики;
  • амбиции и дух приключения.

Перво-наперво, давайте не будем скатываться до обвинений и тыканья пальцами. Это только ваше личное дело, почему вдруг эта статья стала актуальной и важной для вашего благополучия. Europa Universalis IV – это изменчивая и беспощадная игра, где даже малейшая ошибка, просчёт или упущение может привести к гибели.

Возможно, вы объявили кому-то войну за день до того, как он повысил уровень военных технологий. Или вы думали, что могущественный союзник вашего врага не удосужится тащиться к вам через всю Европу, но эти незваные гости всё же прибыли, и они голодны. А может, вам просто не повезло, и у противника нашёлся гениальный военный деятель, а вам достался кто-то уровня Эмброуза Бернсайда.

Мазуровский (Wiktor Mazurowski) Виктор Викентьевич. Московский пожар. Наполеон покидает Кремль.

Главное, вы проигрываете войну в EUIV, и всё очень плохо. Выкарабкаться будет непросто. Если бы всё было просто и можно было отделаться незначительным соглашением, вы бы ни на секунду не задумывались. Но нет, эта война грозит вам полным крахом.

Кажется, будто всё потеряно. Но EUIV – игра, вознаграждающая тех, кто никогда не сдаётся и никогда не загружает сейвы. Шансы есть, вы можете не только пережить кризис, но и выбраться из него практически невредимым.

Вы можете наблюдать, как начинается ваш разгром, но мы расскажем, как его можно превратить в победу.

Первое правило: Оставаться в живых

Если не получается побеждать в жарких боях, лучше от них отказаться. Когда война идёт по нежелательному сценарию, самое главное – сохранить приличную армию.

Не для сражений. Господи, совсем не для них. Это подспорье вашей глобальной цели – как сохранять флот в морских боях. Покуда у вас есть армия, противник будет вынужден относительно осторожничать. Если враги рассредоточились по сельской местности и начали разбирать вашу страну по кусочкам, вы можете атаковать один из отрядов и уменьшить их общую военную мощь. Как только они группируются, вы исчезаете.

Помните, прогресс осады сбрасывается, когда осаждающая армия перемещается. Заставляя противника реагировать на свои войска, вы уже побеждаете, затягивая войну.

Играть в игру «Где моя армия?» легко, если у вас много земли. Русские, например, всегда могут отступить глубже в Россию. Но если у вас недостаточно места для защиты своей армии?

Всё просто – добудьте его.

Правило второе: Расширять доступное пространство

Вы не можете дать достойный отпор, так что нужно куда-то отступать и скрываться. Ваши территории заполонили враги, так что пора приглядеться к соседям.

Плата за это может быть разной. «Дипломатические отношения» тратятся на соглашения с другими странами. Можно выйти за этот лимит, но каждый раз придётся тратить ежемесячное очко монарха. Если война затянется (а затяжная война – наилучший для вас вариант), очки будут накапливаться, и вы будете отставать в мореплавательных и экономических технологиях, на которые могли бы их потратить.

Но в крайних случаях военный доступ этого стоит. На нейтральной территории враг сможет преследовать и атаковать вас, но оккупировать её не сможет, так что ему придётся мириться с туманом войны. Это идеальное место для укрытия.

Или для подготовки скрытых атак. Ещё один способ оттянуть вражеские войска со своих земель –обходной путь между вашими владениями по нейтральным территориям. Когда у противника будут заканчиваться солдаты, вы сможете подозвать значительное количество войск для осады его столицы на пару недель. Даже, если вас поймают, армия сможет отступить и частично восстановиться, прежде чем её настигнет вражеская погоня.

Конечно, для восстановления армии нужны войска и тут возникает небольшое противоречие.

Правило третье: Жизни дёшевы, так что нужно их покупать

Наёмники в EUIV – средство такое же спорное, как и во времена Макиавелли. Есть игроки, которые пользуются ими только в самых крайних случаях. Если вести затяжную войну с помощью наёмников, придётся выплачивать долги десятилетиями. Это парализующая экономику и душащая игру машина для поедания денег.

Но вдруг всё стало совсем плохо? Тогда я люблю их.

С наёмными солдатами связано много негатива: их содержание обходится гораздо дороже обычной армии. Они стоят целое состояние, если ими восполнять потери.

Но это станет проблемой позже. В краткосрочной перспективе наёмники отлично работают. Они будут биться на вашей стороне, когда доступных для пополнения солдат уже не будет. Подразделения наёмников формируются в день найма, что идеально подходит для случаев, когда страна захватывается врагом. Это практически бесконечный ресурс, если не прожигать его слишком быстро, и тратите вы на них только деньги. И даже, если денег нет, их всегда можно занять.

Наёмники будут обескровливать противника, отвлекать его и мешать абсолютной победе.

Альтернатива – капитуляция. Я бы её не советовал.

Правило четвёртое: Не сдаваться

Если бы такие войны было легко заканчивать, мы бы и не обсуждали данную тему. Страх наступает, когда враг не соглашается даже на безумно щедрые условия перемирия. Вы не знаете, с чем останетесь, когда прекратятся сражения.

Для всех, кроме самых могущественных держав, условия перемирия, продиктованные врагом, обернутся полной разрухой. Вы потеряете лучшие провинции, страна расколется на куски, и ненавистный, некогда побеждённый враг, вернётся к жизни. Есть множество вариантов мировых соглашений, способных перечеркнуть долгие часы игры и отбросить вас назад так, что вернуться будет ой как тяжело.

Но пока вы сопротивляетесь, вы ещё способны повлиять на исход событий. Если вы решите всё перетерпеть и смиритесь с поражением, вы рискуете получить условия перемирия, совершенно от вас не зависящие.

Правило пятое: Знать своего врага… и его врагов

Даже, если вы ведёте войну всего с одной страной (что будет редко, ведь EUIV можно назвать игрой альянсов), вам нужно подмечать дипломатические слабости противника или противников. Проверьте, с кем воюете нажатием по кнопке «war score» – она появляется в нижней части экрана во время войны.

Самый кошмарный вариант, если против вас выступает коалиция. В таком случае заключать мир по отдельности не получится. Коалиции в EUIV смертоносны, потому что каждый их член сражается до последнего. Вам остаётся только держаться и ждать, пока вражеский главнокомандующий не решит прекратить войну.

Впрочем, коалиции формируются редко. В большинстве случаев вы будете сталкиваться с несколькими альянсами. На этом этапе нужно понять, кто действительно вас ненавидит, кто появился только из-за обязательств, и кому можно доставить дополнительные проблемы.

В любой войне обычно лишь один-два настоящих врага. Небольшие отряды со стороны их помощников? Это отличная цель для вашей армии. Пустите им кровь, и они с большой вероятностью оставят вас в покое, а потом придут за белым миром.

Оставшихся врагов нужно разгромить или просто измотать. Хорошо то, что они могут стать отличной возможностью пустить в ход дипломатию. А точнее, не они, а их соседи.

Очень редко выпадает случай заручиться подмогой на войне. Большинство компьютерных игроков понимают, что нет особого смысла ввязываться в чужую войну, особенно, на стороне почти проигравшей страны. Но попробовать всё таки стоит. Даже, если вы не найдёте друзей в середине войны, послевоенный альянс поможет обеспечить вашу безопасность.

К тому же, полезно просто знать о врагах своих врагов. Если у них есть серьёзные соперники (о чём услужливо скажет окно дипломатии), то они могут с большой долей вероятности ввязаться в войну на другом фронте – вам останется только продержаться до того момента. Я угробил несколько стран, бесконечно вытягивая из них энергию и затем с ликованием наблюдая, как их разрывают на куски. Поэтому всегда важно знать дипломатические отношения своих врагов как свои собственные.

Правило шестое: Правильно выбирать время и место

Вам стоит заранее представлять, как пройдёт оставшийся отрезок войны. Возможно, вас ждёт поражение во множестве битв. В этом главная причина ваших проблем – вы не можете побеждать в сражениях.

Так что ваша цель – побеждать в мелких стычках, повышая счёт войны и заставляя противника нести потери. Большинство осадных подразделений содержит лишь несколько тысяч солдат, так что обычно даже небольшая армия сможет задавить их числом, прежде чем прибудет подкрепление.

Обычно, но не всегда. Есть битвы, растягивающиеся на один лишний день, достаточный для подхода главных вражеских войск, которые сотрут вас в порошок. Но на этот риск стоит идти. Такие битвы оборачиваются кровавыми для обеих сторон. Вы проигрываете, но вы несколько дней причиняли врагу потери. Иногда бывает и так, что противник бросает солдат в бой отдельными отрядами, позволяя вам побеждать войска, значительно превосходящие вас по численности. Один масштабный разгром может изменить весь рисунок войны и поставить вашего неприятеля в невыгодное положение.

Если есть возможность, стоит попробовать занять провинцию, на которой удобно защищаться. Не загоняйте себя в угол (какой бы хорошей ни была местность, это не ваша тактика), но приглядывайтесь к горам, рекам и густым лесам. Это хорошие места, чтобы спровоцировать сражение. Займёте их первыми и получите огромное преимущество в обороне.

Им не обязательно быть вашими провинциями. Опять же, вторжение на территорию противника позволяет спровоцировать сражение на выгодной территории. Австрия, к примеру, легко заманивается в альпийский капкан. Выиграете ли вы бой? Нуууу, возможно. Перебьёте ли вы кучу вражеских солдат? Несомненно.

Правило шестое: Вовремя заканчивать

В играх Paradox в особо трудных войнах наблюдается интересный феномен: ближе к концу они воспринимаются как нечто личное. Принятые решения всё меньше основываются на здравом смысле. Я не просто хочу выиграть войну, я хочу унизить мнимого человека, против которого играю.

В этом есть смысл. Таким войнам нужно посвящать всего себя. Иначе вы решите сдаться, начать новую игру или просто заняться чем-то другим. Но держаться до конца, сессия за сессией выгрызая победу? Такое делается только на эмоциях.

Но вот, наступает время заключать перемирие, и те же самые чувства начинают нашёптывать дурные советы: «Эй, растопчи их. Не нужно соглашаться на такие условия. После того, через что мы прошли, они сами должны идти на уступки».

Но это лишь ваша гордость.

Бывает так, что стоит продолжать сражаться. Если противник внезапно терпит серьёзные потери и окружён другими врагами, есть смысл рискнуть и урвать немного земли или денежную компенсацию. Опять же, продолжение войны позволяет отсрочить послевоенное положение, которое ещё принесёт вам немало головной боли.

Но не нужно забывать, что всё может обернуться как угодно. Если противник сумеет договориться с остальными врагами, вы вернётесь к тому, с чего начали, только теперь совершенно истощённым. Если всё снова будет плохо, былого положения вам не видать.

Так что, когда вам предлагают щадящие условия перемирия или белый мир, соглашайтесь и считайте это победой.

Как пережить мир

Как бы плохо не складывалась война, последствия могут быть ещё хуже. Сломленному, отягощённому долгами, с дефицитом человеческих ресурсов и почти наверняка лишённому части земель, вам может показаться, что вы воевали ради пирровой победы.

Но не отчаивайтесь. У вас есть десять лет гарантированного перемирия, которые позволят частично оправиться от потерь. Вы будете потрясены, как быстро выплачивается национальный долг, когда деньги не спускаются на военную мощь.

В первую очередь надо объединять ослабленные подразделения. Их пополнение дорого обойдётся: если у вас есть несколько подразделений, ослабленных до 10 %, на них придётся тратить гораздо больше, чем на одно новое. Только не спешите объединять артиллерию и кавалерию. Их создание дорого стоит, так что лучше оставлять их самих по себе, чтобы они набрали полную силу без стартовых затрат на новый юнит.

Ваша главная угроза в мирное время (за исключением соседей-хищников) – народные беспорядки и их самая крайняя форма, Крестьянская Война. Это Катастрофа с большой буквы, каких немного в EUIV. Это бомба замедленного действия, грозящая развалом всей страны.

При низких человеческих ресурсах крестьяне начинают злиться и запускается счётчик до 100 %. При сотне народные волнения приводят к Крестьянской Войне. Проценты капают быстрее, если у вас больше 10 займов (а у вас, конечно, больше) и высокая усталость от войны. Крестьянская война не знаменует конец игры, но у вас не будет тихого мирного времени на зализывание ран и сбережение средств.

Видите, в чём тут проблема? С одной стороны приходится оставлять часть наёмных войск для подавления потенциальных мятежей и защиты от нападок соседей. С другой стороны, расходы на армию нужно сокращать до минимума, чтобы выплачивать национальный долг и устранять причины надвигающихся бедствий.

Хорошим компромиссом будет урезание финансирования войск. Это понизит их мораль и сделает уязвимее в бою, так что не рекомендую двигать ползунок ниже 33 %, хоть это и простой способ сохранить деньги без увольнения солдат.

Выживать в мирное время после тяжёлой войны – как вести корабль сквозь минное заграждение, тут нет стопроцентных методов. В общем, нужно сохранять минимум войск и как можно быстрее выплачивать долги. Вы потеряете годы прогресса, уволив советников и забыв про обустройство инфраструктуры. Но это поможет быстрее оправиться от катастрофических последствий войны.

Смысл победы

Итак, зачем проходить через всё это? Даже, если получится пережить войну, вы 5-10 лет потратите на сражения и потом ещё 10-20 лет будете разгребать последствия. Только, чтобы остаться в прежнем положении.

Разве что, это не совсем так. В Europa Universalis подходящее время для действий в итоге заканчивается. Тот, кто гонял вас по всей карте в 1480, воспользовался наилучшей возможностью. У него был подходящий альянс, подходящая дипломатическая ситуация, подходящие технологии, подходящая армия и командиры. Если вы переживёте всё это, вряд ли противник когда-нибудь впредь будет представлять такую угрозу. Тем более, что он бросил все свои ресурсы на ваше уничтожение. А вы выстояли.

Europa Universalis повествует о событиях, происходящих не только в Европе, но во всем мире в период времени с 1492 по 1792 год, когда она была поделена на множество провинций, из которых позже возникли разнообразные государства. В провинциях, как и положено, проживают и работают люди. Они производят различные полезные предметы и вещички, исправно платят налоги, занимаются торговлей и призываются на военную службу в качестве солдат и моряков. Жителей провинций может не устроить политика монарха и правительства (то бишь ваша), и тогда они поднимут восстание. А у вас в руках сосредоточена почти вся полнота власти (хоть вы и не монарх, а кто-то вроде министра), что не только дает вам большие полномочия, но и накладывает на вас дополнительные обязательства.

С течением игрового времени мировые державы меняются в политическом, экономическом и военном плане. В зависимости от того, как активно ведется торговля в вашем государстве, как хорошо защищены ваши провинции и как быстро развивается технология, ваша нация будет усиливаться или ослабевать, соответственно поднимая или теряя свой мировой авторитет.

Настройки и важные опции

Перед началом игры, выбрав режим Singleplayer, загляните в меню опций. Выберите подходящий для вас уровень сложности и агрессивность компьютерных противников (советую начать с легкого уровня сложности при минимальной агрессивности компьютеров). Рекомендую также убрать туман войны и включить автосохранение так, чтобы игра сохранялась ежегодно. Остальные настройки менять не советую, они подобраны оптимально.

Теперь выберите понравившийся вам сценарий (для начала рекомендуется пройти Tutorial) и страну, которой вы будете править. Обратите внимание на то, что в разных сценариях вам предлагают на выбор разные державы, и вам желательно просмотреть историю и стратегию страны, а также ее характеристики. Подберите себе такое государство, чтобы у него было удачное географическое положение и, главное, чтобы его характеристики находились на высоком уровне.

Наконец, выберите условия для победы (меню Victory ) из четырех возможных: standart (стандартные), supremacy (доминация), deathmatch (завоевание), mission (миссия). При стандартных условиях побеждает тот, кто набрал больше всех очков (victory points; как их заработать, рассказано дальше) к определенному году, установленному пользователем. Во втором случае выигрывает тот игрок, который набирает определенное количество очков; в третьем - то государство, которое включит в свой состав установленное количество провинций. Чтобы одержать победу при последних условиях, необходимо, как несложно догадаться, раньше других выполнить миссию, которая различна для разных стран. К примеру, России в одном из сценариев ставится задача захватить все балканские земли, тогда как Испания должна выиграть войну с Англией.

Настоятельно рекомендую в начале игры прочитать, так сказать, для общего развития, все даваемые вам компьютером советы (их, кстати, можно также вызвать из игрового меню, выбрав пункт Hints ). Их - аж пятьдесят девять штук, зато они короткие и практичные.

Интерфейс и управление

Большую часть экрана в игре занимает, как и положено, игровая карта. Слева от нее находится информационное окно, где вам выдается вся полезная информация об объектах и вещах (или их содержимом), на которые вы кликаете мышью. Под информационным окном располагается мини-карта, позволяющая обозревать всю игровую местность в микроскопическом масштабе. В верхней части мини-карты находятся три значка, позволяющие менять тип игровой карты: обычный, политический (все провинции на карте разукрашиваются цветами их государств-хозяев и выделяются все союзные государства) и экономический (темно-зеленым цветом окрашиваются провинции, где находятся ваши колонии, зеленым - территории, где ваши торговцы занимаются своей профессиональной деятельностью, светло-зеленым - провинции, где у вас нет ни того, ни другого). В нижней части мини-карты есть три кнопки: одна, с соответствующей надписью, позволяет выйти в игровое меню, другие - с изображением лупы - предназначены для масштабирования игровой карты. По бокам маленькой карты расположились значок в виде листка бумаги, открывающий меню, где вы можете взять квесты (они же - миссии), и книга статистик, где можно получить наиболее полную статистику по многим показателям всех участников игры. Над мини-картой находятся три кнопки (с изображениями: бумага с пером, товары, корабль), нажимая на которые, можно соответственно попасть в окно договоров, заняться торговлей и посмотреть, какая продукция (товары) добывается/вырабатывается в каждой провинции на карте. Над игровой картой располагается статусная панель, где вы можете посмотреть, сколько у вас завалялось в мешках дукатов (местной валюты), сколько находится в вашем подчинении колонистов (популяция), торговцев и дипломатов, а также текущую дату, уровень стабильности вашего государства, количество рекрутов (измеряется в тысячах человек). Наводя курсор на любой из этих показателей, вы получаете о них дополнительную информацию. Над информационным меню есть панель, где, нажимая кнопки с соответствующими картинками, можно узнать свой ежемесячный доход, распоряжаться бюджетом, смотреть свое количество очков и получить некоторую статистику и информацию о вашей армии.

Время идет, а дело не ждет...

В зимнее время года скорость передвижения юнитов заметно падает из-за непроходимых сугробов.

Одна из немногих вещей в EU, которую не купишь за деньги, - это, конечно же, время. Оно летит, а ваши враги не спят - они всей компанией развиваются, копят деньги, товары и воинов, захватывают все новые и новые территории, расширяя свои владения. Посему, чтобы обогнать всех их в развитии, нужно умело распоряжаться временем. Чтобы сделать это, необходимо, в первую очередь, уметь использовать паузу . Активизировать ее можно при помощи клавиши Pause/Break или кликнув на значок в виде часов, расположенный в правом верхнем углу экрана. После перевода игры в режим паузы ваши противники приостановят свою активную деятельность, а вы сможете раздать своим солдатам приказы, начать строительство войск, ответить на дипломатические предложения, распорядиться своим бюджетом и т.д. Единственное ограничение паузы заключается в том, что ваши команды, приказания и действия будут выполнены только после выхода из нее.

Вы также можете поменять в опциях скорость течения времени, причем делать это разрешается прямо в процессе игры. Обратите внимание на то, что в начальном меню опций, которое вызывается из главного еще до начала игры, список возможных значений для этого немаловажного параметра урезан. Советую установить его в районе средней отметки. А вообще ускорять течение времени выгодно в том случае, когда вы, например, что-нибудь строите, а параллельно ничего другого полезного делать не можете или не желаете.

Провинции

Каждая провинция имеет свое название и является либо нейтральной, либо принадлежит к какому-нибудь государству, о чем свидетельствует флаг страны-хозяйки или его отсутствие на ее территории. Если вы кликните левой кнопкой мыши на принадлежащую вам провинцию, в информационном окне появится ее содержимое (различные здания внутри нее).

В начале игры в вашем государстве имеется только одна провинция - ваша столица. Чтобы расширить границы своей страны и присоединить к своему государству нейтральную территорию, вы должны кликнуть правой кнопкой мыши на этой провинции и выбрать в появившимся меню пункт Place colonist , то есть основать там колонию (повторные вызовы этой команды на ее территории приводят к увеличению числа местных жителей). Когда вы заканчиваете строительство последней, не мешает сразу отчистить ее территорию от недружелюбных соседей (если они, конечно, есть) с помощью своего войска. Соседствующие с вами воины могут в любой момент исподтишка напасть на вас; их вы можете лицезреть в углу информационного окна провинции. Чтобы расправиться с ними, выберите свой военный отряд, расположите его на территории нужной вам колонии и дайте ему команду Attack natives при помощи все того же информационного окна.

Колонии могут апгрейдиться, и с каждым апгрейдом уровень каждого ее жителя поднимается на единицу. Колониальные провинции могут быть шести уровней, переход на каждый из которых сопровождается добавкой к населению в виде ста новых человек. Когда численность населения колонии достигает семисот человек, она превращается в такой же город, как ваша столица, и тогда вы сможете производить там рекрутские наборы и строить различные здания. Чтобы набирать солдат в ряды своей армии, зайдите в свою провинцию и кликните на палатку; появится меню, где вы сможете выбрать, какие воины и сколько вам нужны. Если город находится на берегу моря, в нем всегда есть верфь, где вы можете построить корабли. Если же вы хотите создать в городе укрепления и улучшить тем самым его оборону, что существенно усложнит вашим врагам процесс его взятия, вы должны выбрать ворота и подтвердить свое решение, утвердительно ответив на уточняющий вопрос. Кликнув на церковь, вы увидите информацию о вашей провинции. Также в своей провинции вы можете построить мануфактуры (для этого кликните на постройку, расположенную в левом верхнем углу города), что улучшит и ускорит развитие различных технологий, и офисы:

Экономика в провинции развивается постепенно, с приростом населения. Последнее же начинает понемногу расти с каждым месяцем сразу же после освоения колонии. Общий ежемесячный прирост популяции на территории всей вашей державы положителен, если стабильность вашей страны находится на высоком уровне, и отрицательный, если у вас проблемы с этим немаловажным показателем. Это означает, что даже самая маленькая и слаборазвитая колония может превратиться со временем в город без пополнения ее населения с вашей стороны, хотя если вы будете делать это, то можете сильно ускорить процесс ее развития.

Ландшафт провинций бывает пяти типов: поле (открытая местность), лес, горы, пустыня и болотистая местность. Вполне естественно, что в горах или по болотам ваши отряды будут передвигаться медленнее, нежели по поляне.

Чтобы захватить провинцию, принадлежащую вашему врагу, вы должны, прежде всего, объявить ему войну (см. “Дипломатию ”) и, подведя к этой провинции свои отряды, уничтожить укрепления и расправиться с охраной. Затем кликните правой кнопкой мыши на завоеванную вами территорию и выберите в появившемся меню пункт Offer peace , дабы она отошла к вам по результатам мирного договора.

Юниты

Военный отряд изображен на карте в виде солдатика, если является сухопутным, или в качестве кораблика, если он - морской. В нижнем правом углу юнита написано, сколько в него входит воинов. Вы можете, выбрав отряд, воспользоваться опцией Reorganise , что позволит вам разбить его на несколько других. Можно разделить его надвое при помощи функции Split (при делении пополам отряда с нечетным количеством солдат вы безвозвратно теряете одного воина). Также предусмотрена команда Disband , позволяющая навсегда распустить выбранное вами войско. Кроме того, вы можете объединять в группы и соединять в один свои военные отряды (команда Merge ).

Нужно сказать, что у местных юнитов есть такой показатель, как мораль. Выбрав отряд, вы можете увидеть шкалу под ним, которая и отражает мораль его воинов. У только что набранных в армию людей она невысока, но будет ежемесячно повышаться до вашего максимально возможного уровня. Правда, с течением времени ваши воины не только увеличивают уровень своей морали, но и потихоньку вымирают.

Когда вы командуете своему юниту куда-либо идти, между ним и целью появляется красная стрелка, которая зеленеет по мере продвижения вашего отряда, и в тот момент, когда она становится полностью зеленой, юнит переносится к указанному месту. Как вы можете заметить, передвижение войска занимает немало времени, а его скорость зависит от многих факторов. К примеру, если оно идет к цели через провинцию с труднопроходимой местностью или если оно направляется на неразведанную ранее вами территорию, его скорость будет неимоверно низкой. Кстати, если ожидание передвижения ваших подопечных кажется вам томительным, можете ускорять течение времени.

Всего в игре существует три вида сухопутных войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Пехотинцы являются простейшими, слабыми и самыми дешевыми для найма юнитами. Они берут не умением, а числом. Что касается кавалерии, то она может похвастаться высокой скоростью передвижения и неплохой силой атаки. Артиллерия же предназначена для осады крепостей и имеет большой радиус поражения, но практически бессильна без прикрытия в ближнем бою. Комплектовать армию желательно из разных типов войск, чтобы она была сильна по всем параметрам.

Морские юниты бывают также трех видов: боевые корабли, галеры, транспорты. Все они могут перевозить на борту пассажиров, то есть сухопутные войска. Боевые корабли имеют среднюю вместимость, галеры - малую, а транспортники, как и положено, - наибольшую. Следует учитывать, что вес разных видов юнитов различен, и самыми легкими из них являются пехотинцы, потом идет кавалерия и, наконец, первое место по этому вредному показателю занимает артиллерия (вес, а также другие характеристики ваших войск вы сможете увидеть в информационном окне, выбрав интересующий вас юнит). Боевые корабли эффективны в сражениях на воде, зато стоят они немало деньжат. А вот галеры - это, что называется, “морская пехота”, слабая, но дешевая. Эти лодочки предназначены для использования во внутренних морях, таких как Балтийское, Средиземное и Черное. Ни в коем случае не держите свои корабли в открытом море слишком долго - их следует время от времени подводить к вашему порту (обозначается на карте в виде якоря) и ставить на стоянку, где их экипаж сможет запастись продуктами питания, иначе они будут тонуть.

Тактика игры

Задача управления страной на протяжении трехсот лет - не из простых. При стандартных условиях для победы вы должны набрать как можно больше очков, а очки даются вам за победы в битвах с другими империями и за выполнение квестов (к примеру, у России в определенный период времени - это удержание Москвы в течение пяти лет или захват Казани), список которых постоянно увеличивается (выполнять их вовсе не обязательно, но крайне желательно - можно заработать кучу очков). К слову сказать, обязательства на выполнение более трех миссий одновременно вам не позволят взять на себя. Так что почаще заглядывайте в соответствующую менюшку и смотрите условия миссии, то есть сколько вам дается времени на ее выполнение, сколько вы получите за это очков и сколькими из них вы поплатитесь в случае неудачи.

Не пытайтесь быстро добыть немереное количество очков на ранних стадиях развития своего государства - все равно ничего не получится, вы только потерпите позорное поражение. Посему не имеет смысла в начале игры участвовать во всех возможных войнах и атаковать всех подряд, чтобы заполучить-таки драгоценные очки. Добывайте их особо не спеша, пока хорошенько не развились, да и когда сделаете это, не нужно гнаться за очками, как бешеный бык за красной тряпкой, - можете пропустить опасную контратаку и остаться фактически не с чем.

Основная проблема для вашей страны - это выживание в суровых условиях войны за мировое господство между ведущими мировыми державами. Если у вас есть слабые места и ваша оборона недостаточно мощна, сильный соперник воспользуется удобным случаем и сразу же поведет внушительные отряды по направлению к вашим провинциям. Чтобы выжить, вы должны постоянно улучшать свои оборонительные порядки и иметь хорошую армию, как сухопутную, так и морскую.

Экономика как средство существования

Кроме построения юнитов для защиты своих владений, вы должны уделять должное внимание экономическому развитию своего государства. Если у вас подходят к концу запасы золота, можно прибегнуть к помощи кредита и взять его в банке (для этого активизируйте бюджетное окошко и выберите пункт под названием Take bank loan ). Обратите внимание на то, что первоначальный кредит равен двумстам золотым (хотя, когда вы достигните высокого уровня экономического развития, вам будут доверяться более крупные суммы), он дается вам на пять лет, и по истечении этого срока вы должны сполна вернуть его банку. Кроме того, вы не имеете права брать более пяти кредитов одновременно.

Обязательно следите за уровнем инфляции в вашем государстве и старайтесь, чтобы он был как можно ниже. Чем больше вы берете кредитов, тем выше инфляция, так что прежде чем заглядывать в банк, хорошенько подумайте.

Чтобы ваше государство благополучно развивалось в экономическом плане, нужно, помимо всего прочего, умело пользоваться бюджетом (обратите внимание на то, что бюджетные деньги составляют лишь часть от всего вашего капитала, остальные финансы предназначены для найма войск, строительства зданий и т.д.), чтобы развиваться в технологическом плане. Свои бюджетные средства вы можете вложить в улучшение и развитие (чем больше вкладываете, тем быстрее развивается) сухопутных, морских войск (следовательно, будет повышаться мораль у ваших пехотинцев, увеличиваться сила, дальнобойность и прочие характеристики ваших юнитов, а также их вооружение), торговли (ваши торговцы станут активнее, а их торги с другими державами - более выгодными для вас), инфраструктуры (становятся доступны апгрейды для некоторых зданий в ваших провинциях), стабильности (будет подниматься уровень стабильности вашей нации) и казны (в нее будут ссыпаться дополнительные дукаты). Понятно, что все развивать быстрыми темпами вам не позволят, поэтому придется подобрать некий баланс. Оптимальные варианты - это либо установить апгрейд сразу всех технологий примерно на одном уровне, либо же - что лучше - на разных отрезках времени выбирать для себя какую-то одну (или парочку), которую вы считаете самой важной, а все остальное будет развиваться задним числом (но совсем не развивать остальные технологии все же не рекомендуется). Советую вам уделить побольше внимания повышению уровня стабильности. Это хорошо повлияет на экономику вашей империи, мораль всех ваших воинов, уменьшит шансы поднятия восстаний в ваших провинциях, а также увеличит бюджет, что позволит вам в будущем лучше развиваться в технологическом плане.

Один из основных источников пополнения вашей казны - это торговля. Чтобы заняться ею, нажмите на кнопку с изображением товаров и выберите любую выделенную на карте провинцию, где бы вам хотелось поторговать. Убедитесь, что у вас в подчинении находится хотя бы один торговец (их число пополняется ежегодно), и нажмите на появившуюся в информационном окне кнопку с надписью Place merchant , после чего начнется процесс передвижения вашего торговца к указанному месту (также можно выбрать команду Autosend merchants , и тогда ваши торговцы будут самостоятельно подбирать для себя провинции). Отправка торгаша на рынок стоит денег, хоть и небольших. Если вы посылаете его в провинцию, принадлежащую вашему государству, затраты будут минимальными, а вот дорога за границу обойдется дороже. Каждый посланный вами торговец будет приносить вам прибыль каждый год и периодически требовать с вас средства на торги. Этот доход может быть различен, он зависит прежде всего от уровня развития торговли в вашей стране и от провинции, где пребывает ваш подопечный. Если там выставлено на продажу золото, сахар или какие-нибудь экзотические штучки типа слоновой кости и различных пряностей, в ваш широкий карман ежегодно будет сыпаться большое количество дукатов, а если вам услужливо суют под нос зерно, шерсть и прочие не пользующиеся особым спросом товары, хорошей прибыли с этого места вы не поимеете.

Дипломатия

Дипломатия - важнейшая часть игры. Без грамотного использования дипломатии вы не сможете покорить мир.

Число ваших дипломатов, без помощи которых вы не сможете заключить ни один договор, увеличивается, подобно торговцам, с каждым годом. Чтобы переговорить с какой-либо страной, вам необходимо послать туда дипломата. Делается это просто - открываете дипломатическое окошко, выбираете пункт View Alliances . Кликните на игровой карте на интересующее вас государство. Теперь вы можете объявить ему войну (Declare war ), сыграть королевскую свадьбу между важнейшими представителями ваших стран (Offer Royal Marriage ), договориться о торговле (Trade embargo ), предложить ему вассальную зависимость от вас (Offer vassalization ), присоединить его к вашим владениям (Annex ), создать с ним альянс (Create alliance ), расторгнуть ранее заключенный союз (Leave alliance ), обменяться открытиями (Exchange discoveries ), предложить ему кредит (Offer loan ). Объявление войны необходимо, чтобы начать военные действия против какой-либо нации. Династический брак упрочняет связи между государствами, и если кто-то из них вскоре после королевской свадьбы осмелится напасть на другого, то поплатится за это резким упадком стабильности. Чтобы сделать любую страну своим вассалом, необходимо сначала оформить династический брак между ее и вашим правителями, находиться с ней в альянсе, иметь с ней хорошие отношения, а также проповедовать ту же, что и она, религию (чтобы изменить свою религию и увидеть религиозную карту, кликните на изображение вашего герба в левом верхнем углу экрана, затем нажмите на кнопку с изображением креста; теперь вы можете выбрать одну из трех религий: католичество, православие и мусульманство). Если вы хотите присоединить какое-нибудь государство к своей империи, оно прежде должно просуществовать в роли вашего вассала в течение десяти лет. При предложении кредита другому государству желательно при этом требовать с него большие проценты. Можно вообще подарить мешок дукатов своему конкуренту по захвату мира, чтобы раздобрить его и улучшить отношения с ним. Используйте “подарок” в том случае, если побаиваетесь своих соседей или если вы хотите сделать из какой-нибудь державы своего вассала или присоединить ее к себе, а у вас с ней натянутые отношения (слишком крупные суммы дарить не советую).

Не думайте, что ваш собеседник согласится на все ваши предложения, - он хорошенько все взвесит и подумает, и если ваши условия покажутся невыгодными для него, он их попросту отвергнет.

Горячие клавиши

Основное

Shift + F12 - активизирует чат для игры по сети или Интернету.

F11 - снимает скриншот и сохраняет его на жестком диске в качестве картинке с расширением bmp.

Ctrl + “+” - увеличивает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).

Ctrl + “-” - уменьшает скорость игры (недействительно при игре по сети или Интернету).

“+” - увеличивает размер карты.

“-” - уменьшает размер карты.

F12 - открывает/закрывает консоль, созданную для ввода чит-кодов.

Home - находит и показывает вам вашу столицу.

F1 - позволяет вам просмотреть ваши миссии или очки для победы.

F10 - открывает главное меню.

Команды для юнитов

PageUp/PageDown - быстрая смена ваших юнитов.

Ctrl + [цифра] - привязывает юнита к этой цифре (то есть данный юнит будет вызываться при помощи нажатия на эту цифру).

S - делит выбранный вами отряд на два равных друг другу аналога.

G - объединяет выбранные вами отряды в один.

U - выгружает воинов (если есть кого выгружать) из выбранного вами морского транспорта.

Представляем вам список всех актуальных кодов, с помощью которых можно получить огромный набор преимуществ. Получение поводов для войны, групп идей, ресурсов в провинциях и многое другое в Европе Универсалис 4.

Читы в этой игре делятся на две категории. Первый тип – это обычные консольные команды. Вводите некоторую комбинацию в Europa Universalis 4, жмёте Enter и эффект моментально применяется.

Второй тип кодов – это события (events). Дело в том, что в Европе Универсалис 4 есть большое количество различных внутриигровых событий, многие из которых дают очень весомые эффекты, поэтому используются в качестве читов. Подробнее о командах такого типа можно узнать на посвященным им страницах.

Кроме того, некоторые команды в Europa Universalis 4 являются переключателями, то есть повторным введением их эффект можно отменить. По наличию пометки вы можете распознать такие коды для Европы Универсалис 4 в таблице.

Как вводить любые читы в Europa Universalis 4

Все коды прописываются с помощью консоли в Европе Универсалис 4. Чтобы открыть её и начать вводить читы, во время игры в Europa Universalis 4 при английской раскладке нажмите ~ (тильда). Если консоль не открывается - переключите раскладку клавиатуры, скорее всего у вас стоит русский язык.

Таблица со всеми читами для Europa Universalis 4

Вводимый код Результат выполнения
debug_mode Включение данного режима позволяет при наведении курсором на провинцию узнать её идентификатор (ID) и тег страны владельца.
Упрощает использование ряда других команд в Европе Универсалис 4
date [гггг.мм.дд] Устанавливает текущую внутриигровую дату
die (kill) [страна] Осуществляет смерть монарха в указанном государстве
add_heir [страна] Добавляет наследника в выбранную страну
kill_heir [страна] Смерть наследника в указанном государстве
siege Чит-код на завершение осады в выбранной провинции в пользу осаждающих в Europa Universalis 4
annex [страна] Начать процесс аннексии (присоединения) указанной страны. Оно должно быть вашим вассалом
integrate [страна] Начать процесс интеграции выбранного государства. Оно должно быть вашим младшим партнером в унии
vassalize [страна] Делает указанную страну вашим вассалом в Европе Универсалис 4
discover [страна] Делает столицу выбранного государства видимой для вас
winwars Максимум очков преимущества во всех ведущихся вашей страной войнах
kill_cardinal Чит-код вызывает смерть кардинала в Europa Universalis 4
cash [число] Добавляет вам выбранное количество денег
population [число] Добавляет в указанную провинцию некоторое количество населения
setmissionaryprogress [число] Устанавливает процент прогресса обращения выбранной провинции в другую веру в Европе Универсалис 4
manpower [число] Добавляет вашей стране рекрутов. Без ввода значения даёт 50000, а если ввести число, оно умножается на 1000
add_natives [число] Добавляет в указанную провинцию некоторое количество аборигенов
add_reformlevel [число] Чит-код добавляет уровень реформ для Священной Римской империи в Europa Universalis 4
add_opinion [страна] Улучшает отношения с выбранным государством
add_pi [страна] Добавляет указанной стране очки влияния на Папу Римского
add_pa [страна] Добавляет выбранному государству авторитет патриарха в Европе Универсалис 4
add/remove_cb [страна] Позволяет добавлять или удалять желаемые поводы для войны против любых нужных стран.
tag [страна] Переключает управление на выбранное государство
remove_defender_faith Чит-код удаляет защитника для той религии, к которой принадлежит страна игрока в Europa Universalis 4
add_missionary [страна] Добавляет указанному государству дополнительного миссионера
add_colonist [страна] Добавляет выбранной стране дополнительного колониста в Европе Универсалис 4
add_idea_group Позволяет открывать для вашего государства любые группы идей из доступных.
powerpoints [число] Даёт очки монарха всех трёх типов. Без указания числа повысит до максимума
adm [число] Даёт административные очки. Без указания числа повысит до максимума
dip [число] Чит-код даёт дипломатические очки в Europa Universalis 4. Без указания числа повысит до максимума
mil [число] Даёт военные очки. Без указания числа повысит до максимума
piety [число] Даёт очки благочестия. Без указания числа повысит до максимума
stability [число] Даёт очки стабильности. Без указания числа повысит до максимума
imperial_authority [число] Повышает имперский авторитет в Европе Универсалис 4 на указанное количество очков
prestige [число] Добавляет государству игрока выбранное количество престижа
fow/debug_fow Чит-код убирает туман войны для выбранной провинции в Europa Universalis 4 либо для всего мира, если её не указать
ti/debug_ti Открывает для вас все неиследованные земли
revolt Позволяет вызвать восстание в указанной провинции
pirate Вызывает появление пиратов в указанной провинции в Европе Универсалис 4
legitimacy [число] Устанавливает легитимность вашего правителя на выбранное значение
own Делает вас обладателем указанной провинции
controll Чит-код делает указанную провинцию в Europa Universalis 4 подконтрольной вам (как если бы вы оккупировали её)

Кроме того, в Европе Универсалис 4 вы можете ввести в консоль код help, чтобы вывести все доступные команды. Если ввести help [имя команды], будет выведена вся информация, связанная с указанным читом. Это позволяет уточнить, как использовать определенную команду, не сворачивая игру.

Другие читы для Europa Universalis 4

Возможности схитрить в этой игре не ограничиваются вышеперечисленным списком команд. Предлагаем вашему вниманию ещё несколько наборов кодов и прочих вариантов получения преимуществ в игре Европе Универсалис 4.

Полезные внутриигровые события

Формы правления, улучшение любых аспектов страны и многое другое . Читы на события помогут с технологиями, традициями, налогами, военной силой и другими составляющими государств в Europa Universalis 4. .

Получение поводов для войны

Зачастую возникает ситуация, когда напасть хочется, но реальных причин для этого нет. Использование этих кодов позволит вам легко управлять поводами для войны в Европе Универсалис 4, добавляя и удаляя их. .

Открытие любых групп идей

Одной из ключевых механик Europa Universalis 4 являются национальные идеи . Поскольку они предлагают сильные бонусы, многим игрокам хочется получить их все. В этом помогут команды на открытие групп идей. .