Лучшее в школе – игры на перемене, это вам любой ребёнок подтвердит. А учителя согласятся, да ещё и аргументируют: от физической активности улучшается настроение и повышается работоспособность. А ещё дети во время игры на школьной перемене успевают заводить друзей, учатся принимать решения – десять минут на всё! – и развивают сообразительность.

На переменах младшие школьники обычно носятся по коридорам с дикими криками. Тренируются. Но лучше всё же упорядочить их броуновское движение: занять подвижными или спокойными играми.

Игры на перемене в начальной школе

Начать стоит с классики: салочек, пряток и ручейка. Эти подвижные игры помогают детям отдохнуть от уроков и наверстать потерянное (как они думают) время. Если в классе случайно появился мяч – или его принесли из дому, тоже случайно, – можно сыграть в города или съедобное-несъедобное. Вот другие подвижные игры для перемены в начальной школе.

Подвижные игры

Чокнутое ведро

Возраст : для 1, 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Любимое занятие первоклассников – швырять бумажки в мусорное ведро. А тут это ведро ещё бегает и непредсказуемо закрывает крышку. Попробуй-ка ещё в него попасть! Очень весёлая и подвижная игра на ловкость и меткость для начальных классов на перемене.

Angry Birds Space

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Тоже бросательно-метательная игра на ловкость и меткость. Нужно сбить свинку так, чтобы набрать больше всего очков. Может потребоваться помощь более старших счетоводов, потому что не все младшие школьники умеют складывать четырёхзначные числа.

Твистер

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 6
Весёлая подвижная игра на гибкость, где нужно ставить конечности на заданные кружочки и заплетаться всем в узел. Игрок, который коснулся земли коленом, локтем, пятой точкой, выбывает из игры. Побеждает самый последний, кто устоял. Коврик для игры легко и просто расстилается в коридоре школы.

Спокойные игры

Когда дети устанут, предложите им на перемене что-нибудь спокойное: испорченный телефон или одну из множества настольных игр.

Не спугни пингвина

Возраст : для 1 , 2 или 3 класса
Число игроков : от 2 до 4
Крайне простая, быстрая и весёлая игра, вся суть которой описана в названии. В ней надо аккуратно орудовать молоточками, чтобы не обрушить вместе с кусочком поля и пингвина. Следите за детьми – выбивать пыль друг из друга тоже интересно.

7 на 9

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : от 2 до 4
Чтобы отдохнуть от математики, надо сыграть в 7 на 9. Да, здесь тоже есть примеры, но совсем простые. А главное – эта карточная игра на скорость и внимательность куда интереснее бесконечного урока.

Крестики-нолики

Возраст : для 1 - 2 класса
Число игроков : 2
Для первоклассники или второклассника нет ничего проще и интереснее, чем крестики-нолики. Управлять магнитными фишками одно удовольствие: они не выпадают из коробки и не разлетаются по коридору. И бумага не тратится!

Собери четвёрку

Возраст : для 2 - 4 класса
Число игроков : 2
Игра похожа на крестики-нолики – тут тоже надо выстроить в ряд свои фишки. Однако она сложнее, ведь поле больше, а длина линии увеличилась. Но играть от этого становится только интереснее: кто же быстрее справится, кто победит.

Спиннеры

Возраст : для 2, 3, 4 класса
Число игроков : 1
Обрели славу внезапно, но за недолгое время успели полюбиться детям по всему миру. Простая игрушка, которую всего-то нужно вертеть между пальцев, притягивает внимание и помогает успокоиться. Так что, если ребёнок нервничает – дайте ему спиннер.

Дрова

Возраст : для 1 - 4 класса
Число игроков : от 1 до 16
Дрова ждут ловких рук, готовых вновь и вновь возводить башню. Или разрушать её. Или просто перекладывать гладкие деревянные брусочки. Игра на ловкость учит младших школьников аккуратности, балансу и улучшает координацию и настроение.

Игры на переменах для средних классов и старшеклассников

Средние и старшие классы уже не так подвижны. Нет, в 11-12 лет пара мальчишек ещё могут побегать по коридору, сшибая с ног зазевавшихся мальчиков и директора, но это быстро заканчивается.

Так чем же заняться на перемене солидным и взрослым шестиклассникам, в какие игры можно играть? Прятки – несолидно, салочки для детей. Остаются спокойные и не очень настольные игры, которые можно разложить на перемене и сыграть быстренько.

Возраст : для средних и старших классов
Число игроков : от 2 до 19
Простая игра, которую можно брать с собой куда угодно. И играть тоже: просто задавай наводящие вопросы и составляй историю. В ряду этих игр полно тем: и детективные случаи, и жутко-ужасные, и всякая всячина.

Челюсти

Возраст : для 9 - 11 класса
Число игроков : от 2 до 4
Это не только классика кино, но и 5-10 минут неудержимого смеха. Вы только посмотрите, как старшеклассники шамкают и свистят, пытаясь говорить с открытым ртом. Отличная разминка после тоскливого урока физики. А учителям можно сказать, что вы не беситесь, а тренируете артикуляцию. Это, кстати, правда.

Дрова Вечеринка

Возраст : с 5 класса
Число игроков : от 1 до 16
Ломать – не строить. Тем более, когда приходится строить, параллельно выполняя дополнительные задания: мычать, кряхтеть или выбивать брусок щелбанами. Проигрывает тот, у кого башня рушится. Отличное развлечение на перемене, море смеха обеспечено.

Улей

Возраст : с 5 класса
Число игроков : 2
В Улье нет места двоим пчелиным королевам, так что придётся постараться, чтобы изгнать одну из них. Эта игра – стратегия, похожая на шахматы, но гораздо проще и быстрее. Двигать фишки, выстраивая ловушку для матки, довольно легко, но не верьте внешнему изяществу: Улей очень серьёзен.

Языколом

Возраст : для 5 - 9 класса
Число игроков : от 1 до 8
Это такой специальный тренажёр, чтобы научиться чётко и внятно произносить слово Ёскьюватн. Сначала язык будет заплетаться и цепляться за зубы, но потом дело наладится. А вскоре школьники смогут потягаться с дикторами.


Список игр, в которые можно играть на перемене, вышел внушительным, но не всеобъемлющим. Позвоните оператору, чтобы убедиться – в его закромах хватит игр на десяток школ. Кстати, если родительский комитет решит поощрить детей за учёбу – звоните оператору. Классам полагаются хорошие скидки.

Сплотить коллектив учеников и провести интересно перемену можно, используя активные или спокойные игры. Чередуя активность, дети успеют и отдохнуть, и взбодриться.

Активный отдых, переключение от умственной деятельности к физической, разгрузка мозга.

Игры для первоклассников на перемене

  1. Светофор – учитель стоит с кругами по цветам светофора, дети – в кругу. Учитель произносит команды: «Пошли! Остановились! Приготовились!», поднимая соответствующие цвета светофора, дети выполняют команды. Кто ошибся – выходит из круга.
  2. Смена номеров – игроки в шеренгу становятся, рассчитываясь по порядку. Водящий называет громко два номера наугад. Они должны поменяться местами, а водящий – успеть свободное место занять. Кто не успел, превращается в нового водящего.
  3. Хлопки – игроки в кругу с присвоенным номером каждому. Все хлопают – дважды в ладоши и дважды по коленям. Хлопая в ладоши, нужно назвать свой номер, а хлопая по коленям – чужой. Тот, кто не успел свой номер назвать или назвал номер выбывшего игрока в игре уже не участвует. Побеждают два последних оставшихся игрока.
  4. 3,13,30 – участники присваивают действие каждому числу, например, три – поднять руки вверх, тринадцать – руки на пояс положить, тридцать – руки за спину спрятать. Нужно быстро называть числа и успевать производить соответствующие движения.
  5. Съедобное или нет – игроки сидят рядом, ведущий бросает небольшой мячик одному из ребят и произносит название предмета. Если его есть можно – игрок должен мяч словить, если нельзя такое есть – отбить.
  6. Испорченный телефон – дети в шеренге. Первый ребенок загадывает слово и быстро шепотом сообщает второму, тот третьему и так по цепочке. Последний участник должен это слово громко произнести вслух. Часто испорченные слова получаются достаточно смешными.
  7. Ручеек – нечетное количество игроков. Они разбиваются на пары, становятся друг за другом, берутся за руки и поднимают их, делая своеобразный коридор. Тот, кто без пары остался, проходит по коридору под руками и выбирает себе пару, становится с ней в начале. Ребенок без пары повторяет, это позволяет ручейку перетекать вперед.
  8. Ассоциации – первый называет слово и шепчет его на ухо следующему участнику. Например, собака. Второй придумывает на него ассоциацию и передает шепотом второму, например, охрана. Третий придумывает ассоциацию далее, например, супермаркет и так пока не дойдут слова до последнего участника. Потом все пытаются отгадать, какое же слово было первым.
  9. Найди предмет – один человек отворачивается, остальные ученики прячут предмет (кубик, ластик). Потом диктуют тому, кто будет искать, маршрут: три шага прямо, два налево и т.д.
  10. Кто это – учитель раздает детям карточки животных. По очереди ученики имитируют звуки животных и движения, остальные угадывают.

  1. Квест – в разных местах класса прячутся листики с загадками, которые приводят ребят к новому месту и в итоге туда, где спрятан предмет.
  2. Командир — дети стоят перед ведущим, который раздает команды: прыгаем на левой ноге, садимся. Кто неверно сделал – выбывает.
  3. Звоночек – дети берутся за руки по кругу, двое в центре круга. У одного игрока глаза завязаны, у второго – колокольчик. Ребенок с завязанными глазами должен поймать того, кто звенит колокольчиком, показывая свое местонахождение.
  4. Выполни уговор – водящий договаривается заранее с ребятами, что когда он будет топать – они в ответ тоже топнут, когда протянет к ним руки – отвернуться, когда погрозит пальцем – они станут кивать. Потом водящий быстро совершает движения, а ребята выполняют уговор.
  5. Длинный хвост – учитель называет ребятам животных. Если у него длинный хвост – дети поднимают правую руку и машут, если он короткий или его нет – поднимать руку не надо. Учитель поднимает руку всегда, стараясь запутать ребят.
  6. Путаница – дети берутся за руки и запутываются, пролезая под руками и переступаю друг через друга. Потом заходит ученик, который обязан распутать ребят, не размыкая им руки.
  7. Узнай голос – один ученик закрывает глаза, остальные водят хоровод вокруг. Потом ученик командует «Стоп!» и указывает пальцем на игрока перед собой. Тот должен вслух сказать: «Узнай меня!». Игрок, не открывая глаз, угадывает одноклассника по голосу.
  8. Кто коснулся – водящий отворачивается, несколько учеников подходят к нему. Один касается. Водящий поворачивается к одноклассникам и пытается отгадать, кто его осалил.
  9. Запрещенное движение – учитель показывает движения, дети должны повторить все, кроме запрещенного (оговаривается заранее, например, нельзя приседать).
  10. Лови – ученики в кругу, водящий в центре мяч держит. Потом он его подбрасывает и называет имя ребенка, тот должен успеть поймать мяч. Не успел – занимает место водящего.


Подвижные игры на перемене

  1. Перебежки – участники в кругу с расстоянием трех шагов друг от друга. Один ребенок в центре. По сигналу «Меняйтесь» детям нужно побежать и встать на свободное чужое место, водящий в том числе. Кому места не хватило – выходит в центр.
  2. Третий лишний – дети в парах, становятся в круг, один из пары сзади другого. Один школьник – ловец, второй – убегает. Убегающий может стать возле пары «третьим лишним», тогда тот, кто стоит последним в паре, должен убегать.
  3. Вытолкни – намечается круг, участники внутри, держат руки за спиной. По сигналу учителя они должны вытолкнуть за круг соперника, не используя рук.
  4. Чехарда – участники становятся в колонны, приседаю на корточки и опуская голову. Другой игрок должен перепрыгнуть через участников и сесть впереди. Следующий повторяет.
  5. 3, 15 – дети становятся в круг на расстоянии шага друг от друга и считают» 3, 15, 10, 20, 0, 11, 12», после этого совершают прыжки по цепочке. Первый игрок старается прыгнуть, наступив на ногу игроку справа, тот отпрыгивает и пытается прыгнуть на ногу своему соседу справа и т.п. Выбывает тот, кому на ногу наступили.
  6. Красная шапочка – выбирают волка, ребята разбегаются. У одного в руках красный колпачок, он – Красная шапочка, которую волк должен осалить. Колпачок можно незаметно передавать другим детям, чтобы сбить со следа волка.
  7. Тропинка – дети делятся на две команды и выполняют указания учителя. Горка – один стоит, подняв руки, второй с руками на поясе, остальные приседают. Копна – дети берутся за руки, поднимают их вверх и становятся в круг. Тропинка – выстраиваются в колонну и приседают.
  8. Западня – ученики в кругу за руки держатся, подняв их вверх, остальные вбегают в круг и выбегают. Неожиданно дети опускают руки, оставив в западне тех, кто не успел убежать. Потом они меняются местами.
  9. Стоп – водящий отворачивается к стене, игроки начинают идти к нему. Он поворачивается – те останавливаются. Кто пошевелился или продолжил идти – выбывает. Побеждает первый добравшийся к водящему.
  10. Выставка – водящий загадывает, какие картины приносят на выставку, например, «Богатыри» или «Утро в лесу». Остальные становятся в соответствующие позы, чтобы изобразить картину.


Игры на перемене 1 класс в коридоре

  1. Сбей конус – из картона или бумаги делается конус. Ребята сбивают его комком бумаги.
  2. Меткий – ученику завязывают глаза, в пару метрах от него мяч. Он должен толкнуть мяч ногой, остальные могут подсказывать правее или левее нужно подойти.
  3. Угадай – в мешочек сгружается канцелярия. Необходимо нащупать предмет, отгадать его и всем продемонстрировать.
  4. Фанты – каждый скидывает в коробку по одной своей вещи (можно карандаш или ластик). Потом водящий выбирает вещь и дает ее «хозяину» задание – спеть, попрыгать и проч.
  5. Бои петушиные – нужно толкать друг друга плечом, прыгая на одной ноге, чтобы соперник не удержал равновесие и стал на обе ноги.

Спокойные игры для 1 класса на перемене

  1. Тропический дождик – ученики повторяют движения за учителем, имитирующие звуки дождя. Трут ладошки, щелкают пальцами, хлопают ладошками по груди и по коленям, топают ногами.
  2. Хомяк – первый игрок говорит: «Дома у меня хомяк живет, у него вот такие лапы» и показывает, какие. Второй повторяет движение прошлого участника и добавляет: «И еще вот такие уши», показывает. Каждый последующий игрок повторяет предыдущие движения и добавляет свои, пока кто-то не ошибется.
  3. Убийца – дети становятся в круг и закрывают глаза. Водящий касается одного игрока – он убийца и несколько раз пожимает руку участнику справа, тот тоже сжимает руку соседу, сокращая на один зажим и так, пока не дойдет до одного, который считается убитым. Если двое правильно назовут водящему имя убийцы – он выбывает, неверно – они сами выбывают.
  4. Продолжи сказку – первый участник пишет первое предложение сказки, подворачивает листок и передает второму. Тот продолжает, тоже подворачивает бумагу и передает следующему. Потом зачитывается вся сказка-нескладуха.
  5. Лебедь – дети в кругу, произносят слова, каждый ребенок по слову: «Лебедь по небу летит, число говорит…» и произносят число, например, пять. Каждый хлопает своей ладошкой по руке соседа. Тот, кому выпадает стук на счет «пять», должен вовремя убрать руку.


Игры для первоклассников на перемене в классе

  1. Факс – дети сидят за партами, последний участник рисует пальцем на спине ученика перед ним фигуру, тот должен повторить ее на спине соседа впереди и так. Пока не дойдет до первой парты. Сидящий впереди оглашает рисунок.
  2. Конфета – ученики должны незаметно под партами передавать конфетку, а водящий – отследить ее и угадать, в чьей она руке.
  3. Человек-дерево – дети загадывают ученика, водящий должен отгадать, задавая вопросы: «Если бы человек деревом был, то каким? Если животным, то каким?». Остальные отвечают.
  4. Что нарисовали? – на бумаге первый рисует голову, загибает лист, чтоб было видно шею и передает далее. Следующий рисует туловище, загибает лист и так, пока не будет дорисован человек или животное.
  5. Спроси соседа – дети в круг садятся, водящий в центре. Спрашивает: «Как зовут?», «Где живешь?». Отвечать за игрока должен сосед справа от него. За неверный ответ игрок с водящим местами меняются.


Игры на перемене для 2 класса

  1. Куклы – на стуле две косыночки и два платья. Дети делятся на две команды. Цель – отыскать кукол и нарядить быстрее команды соперников.
  2. Золушка – в коробке или на парте смешивают канцелярию: ластики, скрепки, ручки, карандаши, линейки. Цель – разобрать все на кучки с закрытыми глазами. Соревнования на скорость.
  3. Смотай шнур – привяжите веревку к простому карандашу, теперь соревнуйтесь, кто быстрее смотает карандаш.
  4. Зомби – двум участникам нужно связать соприкасающиеся руки, а свободными необходимо завернуть сверток, обернуть лентой и на бант завязать.
  5. Великаны – когда учитель говорит «карлики» — ученики должны присесть, «великаны» — подпрыгнуть. Можно намеренно называть похожие слова «ка-ртошка». Кто сбился – выбывает.

Игры на перемене для 3 класса


Игры на перемене для 4 класса


Короткие перемены можно провести насыщенно, интересно и всему классу вместе благодаря интересным играм.

Подвижные игры необходимы для полноценного физического и эмоционального развития школьников. Игры на перемене для начальных классов помогут детям отдохнуть после напряженных занятий, развить свое тело и стать более дисциплинированными.

Игры и развлечения на перемене в начальной школе: примеры подвижных игр

Игры на перемене в начальной школе благоприятно влияют на физиологические процессы в растущем организме, а также улучшают работу всех внутренних органов. Активность помогает детям повысить иммунитет, организм становится крепче и может более противостоять сезонным простудам и аллергиям. Подвижность позволяет ребенку вырасти сильными, уверенными в своих способностях ловкими людьми.

Подвижные игры на перемене для начальных классов – это своеобразные физкультурные нагрузки, только в интересной и понятной для них форме. Вместо наклонов, от которых быстро устает и не желает делать ребенок, ему можно предложить «собрать грибы» или «ловить мышей». Таким образом, ребенок будет наклонятся без усталости, развивая свои мышцы, формируя двигательные навыки.

Кроме благоприятного физического развития, подвижные игры влияют на эмоциональное состояние школьников. Психологи утверждают, что активная игра помогает избавиться от стресса, чувства тревоги, в свою очередь подвижные командные игры позволяют ребенку раскрепоститься, научится без страха познавать что-то новое, тренироваться.

С педагогической точки зрения, подвижные игры на перемене служат прекрасной разрядкой для детей. Очень часто именно самые активные дети проявляют хорошие способности к учебе. Но в тоже время, активные игры должны быть контролируемы классным руководителем. Ведь игра, включает себя определенные правила, узнавая их, школьники учатся себя дисциплинировать, подчинятся каким-то общепринятым нормам, что очень важно для детей младшего школьного возраста. Дисциплинированность в дальнейшем помогает ученикам находить общий язык с другими людьми, подготавливает к взрослой жизни в цивилизованном обществе.

Также не стоит забывать, что игра может потребовать от ребенка инициативы, он жаждет узнать все новое, чтобы не отставать в своих знаниях. Во время игры в ненавязчивой форме, дети лучше всего осваивают многие понятия, а сочетание теории с практикой обеспечивается наилучший результат. Усваивая что-то новое, у школьника возникают свои идеи, которые он стремиться воплотить в жизнь. Кто-то из таких детей становится лидером, кто-то инициатором или светлой головой коллектива.

Игры на перемене в начальной школе можно проводить как в коридоре или в классе, если на улице дождливая погода или прохладно. Но полезнее всего, выходить с детьми на свежий воздух и там вдоволь набегаться, играя в свою любимую подвижную игру.

Примеры игр, представленные в этой статье, очень нравятся детям уже на протяжении многих лет, поэтому их смело можно применять на практике.

Игра «Сосед»

Дети становятся в широкий круг попарно, и только один ребенок остается без пары, сейчас он будет искать себе соседа. Для того чтобы рядом с ним оказался другой школьник, участник без пары должен просто назвать его имя, а другой, услышав, быстренько перебежать к нему. Но не все так просто, ведь сосед участника, которого вызывают, может успеть задержать своего партнера.

«Ручеек»

Еще одна прекрасная игра, которая сближает детей, помогает им избавиться от застенчивости. Дети по парно берутся за руки и становятся друг за другом, как в колону. Не расцепляя рук, школьники поднимают их вверх, и получается, как будто ручаек. В ходе игры последние участники пробегают ручаек и становятся наперед, следующие за ними и т.д. В итоге, те кто стояли первыми оказываются в конце, а последние выходят наперед. Таким образом пары могут меняться множество раз, по крайней мере, пока не закончится переменка.

«Котик и Мышка»

Ученики младшей школы очень любят игру «Котик и Мышка». Дети становятся в круг и берутся за руки. Внутри круга Мышка, за кругом Котик. Задание Кота – поймать Мышку, остальные дети поднимают и опускают руки, чтобы успела пробежать Мышка, и ее не подольше не поймал Котик.

«Платочек»

Дети садятся в круг, один из них – Вода держит в руках платочек, он не садится, а ходит по внешней стороне круга, думая кому бы его положить. Каждый из участников должен быть внимательным, ведь может именно ему достался платочек. Увидев его около себя, ребенок поднимается с места и бежит за Водой, а тот должен успеть сесть на его место.

Игра «15»

Игра для детей 3-4 классов, для которой понадобится мячик. Дети становятся кругом и начинают бросать мяч друг другу по часовой стрелке. Первый участник говорит «один», далее счет ведется молча. Как только счет доходит до 15, мячик нужно бросить в центр круга. Если участник забыл это сделать, то он сам садится в круг. В следующий раз, когда счет доходит до 15, его могут выбить из круга, и он снова в игре.

«Горячий пирожок»

Еще одна игра с мячиком. Дети становятся в круг и очень быстро перекидывают мячик друг другу. Если по чьей-то вине мяч падает, тот выбывает из игры. Игра продолжается пока не останется один победитель.

«Фанты»

Каждый ребенок находит для себя отдельный фантик (это может быть листик бумаги или любой природный материал). Все фантики перемешиваются и отдаются ведущему, который не знает, какой фант кому принадлежит. Ведущий смотрит на фант и придумывает задание (прочитать стишок, станцевать, попрыгать и т.д.). Затем каждый участник выполняет то, что назначено его фанту. Тот, кто справился с заданием лучше всех, становится ведущим.

Интеллектуальная игра «Стоп»

Все участники сидят на скамейке, один становится напротив в специально обозначенный круг. Этот участник – Ведущий, он задает остальным вопрос, ответом на которое должно быть определенное слово. Пример: Живет в лесу, любит орехи, 5 букв (белка). Когда Ведущий слышит правильный ответ, он убегает, а участник, который отгадал, становится на его место и кричит «Стоп». На этом игра не закончилась. Теперь, отгадавшему необходимо дойти до Ведущего. Для этого он должен предположить, сколько ему понадобится на это шагов. Если количество просчитано правильно, участник, который дал правильный ответ, может задавать свой вопрос, а экс-ведущий садится на скамейку и разгадывает вместе со всеми.

Туркина Елена Николаевна,

учитель-дефектолог

Дорогие ребята! Хотите, чтобы ваши переменки были интересными и веселыми? Тогда предлагаем вам поиграть! Подвижных игр, в которые можно играть на школьных переменах, очень много. На каждой переменке играть нужно в какую-то одну из них. Играть можно и всем классом, и небольшими группами.

Игры помогут вам подружиться, отдохнуть, поднять настроение и набраться сил к новому уроку. С хорошим настроением даже самый трудный предмет становится более приятным и понятным.

Организовать предложенные игры вам помогут учителя и ваши друзья-старшеклассники.

Игра «Я умею делать так»

Вcе встают в круг, по очереди называют свое имя и показывают, что умеют делать. Повторяться нельзя. Например: «Меня зовут Саша, я умею делать так…» и показывает хлопок, прыжок или еще что-то. Все стоящие в кругу должны сказать хором: «Его зовут Саша, он умеет делать так» и повторить то, что он показал. И так каждый по кругу.

Игра «Ваня, ниточку распутай»

С помощью считалки назначают ведущего игры - «Ваню». Остальные участники становятся в кружок, взявшись за руки. Ведущий отворачивается, ребята начинают «запутываться», не разжимая рук, переплетаясь друг с другом руками и ногами. После этого хором произносят: «Ваня, ниточку распутай, только не порви». Задача ведущего - распутать играющих обратно в кружок, стараясь не расцеплять их рук.

Один из играющих становится лицом к стене, а остальные - в 10 - 15 шагах за ним. Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь!", затем быстро поворачивается и осматривает играющих. В то время как водящий произносит свою фразу, играющие могут продвинуться вперед, кто на сколько сможет; но к тому моменту, как он повернется, все должны стоять не шелохнувшись. Если кто-нибудь пошевелится хоть чуть-чуть или улыбнется, ведущий объявит его проигравшим. Победителем становится игрок, которому удастся подобраться вплотную к водящему и коснуться его рукой, когда он отвернется.

Игра « Три, тринадцать, тридцать»

Участники игры заранее договариваются: какое из чисел какое действие обозначает. Игроки строятся в шеренгу на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящий называет определенное число - участники должны быстро выполнить соответствующее действие.

Если водящий говорит «три» - все игроки должны поднять руки вверх, при слове «тринадцать» - руки на пояс, при слове «тридцать» - руки вперед и т.д. (Можно придумать самые разные движения). Водящий может называть числа в любом порядке. Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения. Игрок, допустивший ошибку, отходит на один шаг назад и там продолжает игру.

Игра «Змейка»

Интереснее проводится при большом количестве участников. Выбирают «голову» и «хвост» змейки, между ними становятся остальные дети, положив руки на плечи соседу. Задачей «головы» в начале колонны будет поимка «хвоста», стоящего в конце. Остальные участники колонны стараются следовать за «головой», не убирая рук с плеч соседей.

Игра «Море волнуется»

Количество участников в игре должно быть не меньше пяти-семи человек. Ведущий становится в круг, остальные ходят по кругу, взявшись за руки, меняя направление движения, и хором говорят: «Море волнуется раз (идут по часовой стрелке), море волнуется два (идут против часовой стрелки), море волнуется три (по часовой стрелке), морская фигура, на месте замри!» После этих слов руки расцепляются, и каждый участник старается принять необычную и забавную позу, «застыв» в ней. Ведущий обходит всех детей, наблюдая, чтобы те не двигались, и старается их рассмешить. Если кто-то начнет двигаться или смеяться - из игры выбывает. Выигрывает самый стойкий, он и становится следующим ведущим.

Игра «Земля, вода, огонь, воздух»

Ребята становятся в круг, в середине - ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: «земля», «вода», «воздух» или «огонь». Если водящий сказал: «Земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «вода» играющий отвечает названием какой-либо рыбы, на слово «воздух» - названием птицы. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, взмахивая руками. Затем мяч возвращают ведущему. Медлительные и невнимательные ребята выходят из игры после первой ошибки.

Игра «У кого длинный хвост?»

Играющие образуют круг. Ведущий предлагает им поднять вверх правую руку, помахать ею, затем опустить. Он говорит ребятам, что будет называть разных животных. Причем, если у названного животного длинный хвост, дети должны поднять правую руку и помахать ею, если же хвоста нет или он короткий, поднимать руку не нужно. Ведущий называет животных, например: лошадь (длинный хвост); коза (короткий хвост); корова (длинный); лиса (длинный); заяц (короткий); овца (короткий); тигр (длинный); кот (длинный); медведь (короткий); свинья (короткий); осёл (длинный); белка (длинный). Ведущий поднимает руку во всех случаях. Тому, кто ошибается, начисляется штрафное очко. Побеждает тот, кто за время игры набрал меньше штрафных очков.

Игра «Ручеек»

Играет нечетное количество ребят. Все встают попарно друг за другом, держась за руки высоко над головами, образуя живой коридор. Водящий быстро проходит через коридор, берет одного человека за руку и встает в конец. Оставшийся без пары становится водящим.

Игра «Шишки, желуди, орехи»

Ребята встают тройками и, взявшись за руки, образуют круг. Каждый из тройки имеет название: «шишки», «желуди», «орехи». Ведущий находится за пределами круга. Он произносит слово «орехи» (или «шишки», «желуди»), и все игроки, которые имеют это название, меняются местами, а ведущий старается занять чье-то место. Если это ему удается, то он становится «орехом» («желудем», «шишкой»), а тот, кто остался без места, встает на место ведущего.

Игра «Глухой телефон»

Две команды игроков соревнуются в том, какая из них правильнее донесет по телефону загаданное слово. Ведущий загадывает его и тихо говорит на ухо первому игроку, а он также на ухо сообщает его следующему и так до последнего, который вслух называет то, что услышал.

Игра «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся без места идет водить.Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Игра « Запрещенное движение»

Играющие стоят в одной шеренге. Ведущий стоит в 5-6 шагах перед ними. Он предлагает играющим выполнять за ним все движения за исключением запрещенного, заранее им установленного (например, нельзя поднимать руки вперед или приседать). После объяснения ведущий начинает делать разные движения, и все играющие должны повторять их. Неожиданно он выполняет запрещенное движение. Тот, кто повторил это движение, делает шаг вперед или получает штрафное очко.

Девчонки и мальчишки!

Отличной вам учебы, хороших друзей и, конечно, веселых переменок!

Литература:

1. Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге (игры в школе, дома, во дворе). – Ярославль, Академия развития, 1997.

2. Козак О. Н. Игры и забавы во время каникул и праздников. – СПб., СОЮЗ, 2000.

3. Коротков И. М. Подвижные игры детей. – М., Сов. Россия, 1987.

Игры для первоклассников в классе

Своеобразным организационным и обязательным моментом на уроке являются игры, проводимые учителем в классе. Они не только положительно влияют на умственное развитие ребенка, но и позволяют сделать паузу для отдыха еще не совсем адаптированных детей к школе.

Микки-Маус

Обычно в классе парты стоят в 3 ряда. Учитель сообщает детям, что каждый ряд; это команды. Первая группа (1 ряд) должна громко крикнуть «Мики», когда учитель поднимет правую руку вверх. Вторая команда (3 ряд) кричит «Маус», если поднимает левую руку. А третья группа (средний ряд) должна громко крикнуть «Мышонок», если учитель скрестит руки.

Примечание. Педагог в начале игры предупреждает детей, что им нужно быть очень внимательными, так как он может намеренно их путать, например, поднять вверх одновременно две руки.

«Моторчик».

Своеобразно ее проводить, когда ребята устали и начинают нарушать дисциплину в классе. Подобные игры с первоклассниками на уроке помогают им «нашуметься» и дальше работать в полной тишине

Итак, учитель спрашивает у детей, как работает мотор в машине, какой звук он издает. Педагог просит учеников представить, что они; это один мотор, а он водитель, который будет его регулировать. Когда рука «рычаг» будет подниматься вверх, мотор должен работать громко (произносить звук «р-р-р»), если опускается вниз, то он работает тише.

Игра на развитие воображения

Игра «Покажите звуки»

В руках у учителя карточки с картинками животных, птиц, предметов. Педагог показывает классу по одной карточке. Дети должны, не называя того, что изображено на картинке «сказать» слово звуком и изобразить с помощью мимики и жестов. Например, кошка. Первоклашки говорят «мяу-мяу» и показывают коготки.

Игра для снятия мышечной нагрузки

Игры для первоклашек в классе должны носить также комплексный характер, особенно на уроках письма и математики, когда задействована мелкая моторика и мышцы спины.

1. «Дождик».

Эта игра хорошо снимает напряжение и очень нравится детям. Учитель говорит ребятам, чтобы они представили, что идет дождь. Педагог комментирует, ученики вместе с ним повторяют только движения.

«Пошел дождь» (дети поднимают руку перед собой ладошкой вверх).

«Сначала одна капля» (ударяют по ладошке одним пальчиком другой руки).

«Затем две капли» (двумя пальчика и т.д.).

«И тут полил сильный дождь» (ученики хлопают в ладоши).

«Дождь понемногу стал утихать. Четыре капли, три, две, одна» (также показывают в обратном порядке).

«Дождь закончился. Выглянуло солнышко!» (дети поднимают руки вверх).

Игра на развитие скорости реакции

. «Такие разные животные».

Первоклашки встают из-за парт. Игра проводится на месте. Учитель произносит слова (4-5), а дети изображают то, что им сказал классный руководитель, причем темп игры постепенно увеличивается. Например, «цапля»; ученики стоят на одной ноге, «зайчик» ; ставят руки на макушки и подпрыгивают вверх, «слон» вытягивают одну руку вперед, словно хобот и т.д.

Примечание. В начале игры педагог должен сам показать движения.

Данные игры для первоклассников в классе позволяют за небольшой промежуток времени снять эмоциональное и физическое напряжение, сконцентрировать внимание на уроке при дальнейшей работе и даже помогают постепенно справиться детям с комплексами.

Игры для первоклассников на перемене

Игра на сплочение класса

1. «Миксер»

Ребята стоят в кругу. В центре водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого и называет 1 признак (например, длинные волосы, кто в кроссовках, кто любит пирожные и пр.)». В момент движения, водящий должен занять одно из освободившихся мест. Кто не успеет встать во время, становится в центр круга.

Эта игра позволяет узнать друг о друге не только ребятам, но и учителю, а также развивает внимание и быстроту реакции.

2. «Цифры»

Данная игра похожа с предыдущей. Первоклашки рассчитываются по порядку, стоя в кругу и запоминают каждый свое число. Затем один из желающих выходит в центр и называет любые 2 числа (учитывая расчет), которые должны поменяться местами, а водящий как можно быстрее занять одно из мест. Кто не успел, становится в центр и продолжает игру.

3. «Построение»

По команде учителя класс должен построиться:

; по росту,

; по длине волос; по цвету глаз и т.д.

4. «Веревочка»

Ученики, держась за веревку или скакалку, должны построить с помощью нее какую-либо фигуру, букву и т.д. Например, круг, буква «П», «Г» и др.

Игра на выявление лидера в группе

1. «Крокодил»

Ребята сидят на корточках, образуя круг. Здесь же находится учитель, который произносит слово «Крокодил» и одновременно на пальцах показывает 1, 2, 5;, т.е. это число, будет обозначать, количество ребят, которые должно подняться. Каждый встает по своему желанию

Педагог внимательно наблюдает и делает для себя выводы: те мальчики и девочки, которые поднимались чаще всего, являются потенциальными лидерами в классе. Кроме того, эта игра помогает детям еще и повторить счет

Игры для первоклассников на улице

Школьный двор, как известно, позволяет не только проводить подвижные игры, но и такие, где не запрещается громко кричать и шуметь .

Игра для разминки

Класс делится на 2 команды. Становятся лицом в 2 шеренги. Затем повторяют слова и движения, показывая друг на друга:

; «Ты; дрозд, я; дрозд»,

; «У тебя нос, у меня нос»

; «У тебя щечки красные, у меня щечки красные»,

; «У тебя губки алые, у меня губки алые»,

«Мы два друга любим друг друга!» (обнимаются).

Игры для первоклассников на улице хороши еще и тем, что благодаря большому пространству можно проводить общие игры, требующие от детей определенных действий .

Командно-сюжетная игра

1. «Мамонты»

Участвует весь класс. Учитель распределяет роли между первоклашками: мамонты (большинство класса), спасатель; 1 ребенок, охотники (2-3 пары); должны передвигаться вдвоем только, держась за руки. Их задача; поймать мамонта. Чтобы это сделать, нужно поймать «животное», образовав кольцо, взявшись свободными руками. После этого охотники отводят в таком положении добычу в обговоренное заранее место. Если спасатель не успеет освободить мамонта, т.е. коснуться его рукой, то этот ребенок выбывает из игры

Спасатель может «освободить» жертву только 3 раза. Если ребенок попался «в лапы» охотников более, чем положено, то он также выходит из игры

2. «Выручай!»

Среди учащихся выбирают 1-2 водящих, которые должны «замораживать» касанием руки всех передвигающихся ребят. Если кого-то все-таки заморозили, то он должен стоять на месте руки в стороны, ноги на ширине плеч и громко кричать такие слова

«Поскорее прибегай

И меня ты выручай!»

Остальные участники (кто-то один) могут его «выручить», если пролезут под ногами «заморо- женного». Только тогда «спасенный» может продолжать игру.

Игры со спортивным инвентарем

1. «Овощи-фрукты»

Водящий бросает мяч по очереди игрокам, стоящим в одну шеренгу, называя при этом овощи и фрукты в любом порядке. Если это овощ, например, картошка, нужно поймать мяч и присесть, если фрукт; яблоко, то следует также поймать мячик, а потом подпрыгнуть

2. «Рыбачёк»

Ребята стоят в кругу, в центре первоклашка со скакалкой. Он крутит ее по часовой стрелке, а все остальные должны подпрыгивать, чтобы не коснуться ногами скакалки. Кто не успел или замешкался, становится «пойманной рыбкой». Затем водящий и рыбка меняются местами.

Благодаря игровым ситуациям ребята учатся правильно вести себя, логически мыслить и приучаются к спорту.