Если вы посетите Китай и решите посмотреть на жизнь простых китайцев, то вам обязательно попадется вот такая картина.

Мужчины увлеченно играют в настольную игру по внешнему виду напоминающую… шашки. Да, да именно ШАШКИ, но вы ошибаетесь, эта игра шахматного типа. Перед нами классическое противостояние двух армий из фигур разного ранга.


Многие европейские исследователи называют эту игру КИТАЙСКИЕ ШАХМАТЫ, что по моему мнению не совсем верно. Это - СЯНЦИ, китайская шахматная игра, имеющая многовековую историю и неповторимую самобытность.
Западные исследователи обычно рассматривают сянци как одну из ветвей развития класса игр, корнем которой является шатуранга (чатуранга). По данной версии считается, что шатуранга (чатуранга) - общий предок всех известных сейчас игр шахматного типа. Продвигаясь на запад, шатуранга (чатуранга) породила арабский шатрандж, ставший предком современных классических шахмат. Распространяясь на восток и попав в Китай, шатуранга (чатуранга), а возможно даже уже шатрандж, видоизменились в соответствии с китайскими традициями и превратились в сянци.
Вот как описывает возникновение и замысел игры Роберт Белл в своей книге: «Шатрандж в новой форме претерпел значительные изменения, и уже слоны, всадники, пехотинцы, пушка с боевыми колесницами вели борьбу за пленение вражеского генерала. Каждая армия располагала крепостью, сидя в которой генерал и его мандарины вынашивали свои планы. Для выигрыша партии необходимо было штурмом взять крепость неприятеля. Между двумя армиями протекала река, которую тяжелогруженные слоны не могли преодолеть. Другие легкие фигуры свободно форсировали ее».
Китайские исследователи категорически не согласны с теорией происхождения СЯНЦИ от шатуранги (чатуранги). Опираясь на документы, самые старые из которых датируются эпохой Хань, они утверждают, что игра, ставшая предком СЯНЦИ, появилась в древнем Китае около 3500 лет назад и первоначально называлась ЛЮБО. В этой игре также передвигали по доске фишки, среди которых были пешки и генерал, имеющие различные правила хода, но для определения хода пользовались игральными костями, таким образом, внося в игру элемент случайности. Точно также как и прародителем шатуранги (чатуранги) была игра ТААЯМ. Позже от костей отказались, получив игру ГЭУИЛИ САЙЧЖАН.
В эпоху Тан правила игры были видоизменены, а разнообразие фигур увеличено, что и привело к появлению правил СЯНЦИ, близких к современным. Вполне определённо доказано, что в VIII веке в Китае СЯНЦИ существовали, в них играли двое игроков, кости уже не использовались, а набор фигур соответствовал набору фигур шатуранги (чатуранги) - генерал (король), конь, слон, колесница (ладья) и солдаты (пешки).
Итак рассмотрим саму игру.
Доска для игры в СЯНЦИ состоит из двух половинок с квадратами 8 на 4, которые разделены пространством шириной в один квадрат, известным как РЕКА (или ПРУД). Каждая половина доски имеет четыре квадрата, отмеченные диагоналями, образованный таким образом квадрат из девяти точек представляет собой КРЕПОСТЬ (ЗАМОК). При игре фигуры размещаются на пересечениях линий, а не в самих квадратах. Поэтому доска рассматривается как одно большое пространство из точек в количестве 9 на 10.

В классической игре фигуры представляют собой круглые диски одного размера. На верхней стороне фигуры написано ее значение. Обычно надписи делаются красным и зеленым (иногда черным) цветом. При написании равнозначных фигур используются различные китайские иероглифы их обозначающие, так например если бы на одних фигурах надписи были на английском языке, а на других - на немецком.
На игровой доске в СЯНЦИ представлены следующие фигуры (с учетом правил их движения во время хода):
ГЕНЕРАЛ за «зеленых» («черных»)/ МАРШАЛ за красных - фигура аналогичная шахматному КОРОЛЮ, его потеря означает проигрыш игрока в партии. Может передвигаться на одну точку в вертикальном или горизонтальном направлении, но в своих перемещениях ограничен девятью точками своей крепости (замка). Генералы не могут смотреть лицом к лицу друг на друга (когда по вертикальной линии между ними нет фигур), в этом случае в ответ на ход, освободивший линию, генерал может атаковать через все поле и убить вражеского генерала своим «взглядом» (очень забавное правило с восточным колоритом, сразу на ум приходят кадры из китайских исторических фильмов с пронзительными взглядами актеров, играющих роль каких-нибудь генералов).
ГУБЕРНАТОР за «зеленых» («черных»)/ МАНДАРИН за красных - фигура может перемещаться на одну точку по диагонали, но они также ограничены в своих действиях пределами крепости, т.е. пятью точками, отмеченными жирными линиями.
СЛОН за «зеленых» («черных»)/ МИНИСТР за красных - фигура может ходить по диагонали только на одну следующую точку, кроме этого фигура не может пересекать реку (пруд) и вторгаться на территорию противника.
ВСАДНИК/ КОНЬ - фигура может передвигаться на одну точку по вертикали или горизонтали с последующим перемещением на точку по диагонали. В отличие от шахматного коня, конь в сянци является обычной линейной фигурой - при ходе он не «перепрыгивает» с исходного пункта на конечный, а перемещается в плоскости доски, сначала по горизонтали или вертикали, а затем по диагонали. Если на промежуточной точке хода коня стоит своя фигура или фигура противника, то она блокирует соответствующий ход.
КОЛЕСНИЦА/ ЛАДЬЯ - аналог шахматной ладьи, может передвигаться на любое расстояние по вертикали или горизонтали.
КАТАПУЛЬТА за «зеленых» («черных»)/ ПУШКА за красных - может ходить как шахматная ладья. Захватывает фигуры противника только в том случае, если между ней и атакуемой фигурой будет находиться какая-нибудь третья фигура, называемая экраном.
ВОИН/ ПЕШКА - на своей половине доски может ходить только вертикально на одну точку вперед, на территории противника может передвигаться на одну точку вперед или вбок. При достижении задней линии соперника, может передвигаться только по горизонтали. Способностью превращения в другие фигуры, как в шахматах, не обладает.

Цель игры - объявить МАТ вражескому генералу или добиться патовой ситуации. При этом игрок не может давать вечный шах, он должен варьировать свои ходы.
Генерал находится под шахом при следующих условиях:
- будучи атакован любой фигурой, он может быть пленен при следующем ходе, если не принять меры к отражению атаки на него;
- когда генералы противостоят друг другу на одной вертикали и между ними нет никакой фигур (тот самый пронзительный взгляд).
При объявлении шаха генералу возможно три ответа:
- атакующая генерала фигура может быть взята фигурой противника;
- генерал может уйти из-под шаха;
- шах можно отвратить, используя «специфические» правила хода фигур (например, добавить/убрать экран перед пушкой, парировать/заблокировать всадника).
К сожалению в нашей стране и в Европе СЯНЦИ не смогли добиться большой популярности, хотя это самая популярная игра в Китае (игра есть практически в каждом доме). Но этому есть объективные причины:
Во-первых, чтобы разбираться в самих фигурах необходимо хотя бы на начальном уровне разбираться в китайских иероглифах и уметь читать символы, обозначенные на них.
Во-вторых, практически отсутствует переводная профессиональная литература по данной тематике (разнородные статьи, включая эту) не дадут полного проникновения в мир этой увлекательной игры.
Сейчас много делается для популяризации этой игры, например можно приобрести вот такой набор с фигурами, близкими к шахматным.

Или вот такой сувенирный набор игры в СЯНЦИ в этническом стиле

Перед написанием этой статьи лично «перешерстил» просторы различных маркетов и нашел несколько замечательных симуляторов игры в СЯНЦИ для IOS и Android, чтобы получить представление о ней.
Ради интереса предлагаю и вам ввести в поисковике «xianqi», «xianci» или «сянци», чтобы попробовать себя в этой игре.
Надеюсь, с учетом возрастающего взаимодействия России и Китая, на русском языке начнёт появляться больше литературы не только по истории этой игры, но и с разъяснениями правил и примерами партий.

Игра в Мерцающие Шахматы ведётся на ортодоксальной шахматной доске
Игра ведётся ортодоксальным набором шахматных фигур:
две ладьи, два коня, два слона, один король, один ферзь и восемь пешек у белых
две ладьи, два коня, два слона, один король, один ферзь и восемь пешек у черных
Первоначальная расстановка фигур такая же, как в ортодоксальных шахматах
Опишем эту расстановку слева –направо:
ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья у белых на первой горизонтали;
ладья, конь, слон, ферзь, король, слон, конь, ладья у чёрных на восьмой горизонтали.
Пешки занимают у белых вторую горизонталь, у черных седьмую горизонталь.
Фигуры в мерцающих шахматах ходят и бьют так же как в ортодоксальных шахматах.
Взятие в мерцающих шахматах: бьющая фигура ставится на место забираемой фигуры, а побитая фигура снимается с доски и более в данной партии участия не принимает.
Ладья: ходит и бьёт по вертикали или горизонтали на любое число доступных полей не перепрыгивая через другие фигуры.
Слон ходит и бьёт по диагонали на любое число доступных полей не перепрыгивая через другие фигуры.
Конь ходит и бьёт на ближайшее поле недоступное ладье и слону из исходного. Конь – единственная фигура имеющая право перепрыгивать через свои и чужие фигуры.
Ферзь ходит и бьёт так же как ладья и так же как слон не перепрыгивая через другие фигуры.
Король: ходит и бьёт также как слон и так же как ладья но только на одно ближайшее поле.
Пешка: ходит как ладья, только вперёд на одно поле, бьёт как слон только вперёд на одно поле.
Первым ходом пешка может совершить двойной ход. Если она пересекает поле, битое пешкой партнёра, то последний может взять пешку «на проходе» побив её своей пешкой на битое поле.
Пешка достигнув восьмой (для белых) или первой (для чёрных) горизонтали превращается в одну из четырёх своих фигур – ферзя, ладью, слона или коня – по желанию играющего. Ход пешки и превращение её считается одним ходом.
Рокировка совершается в мерцающих шахматах по тем же правилам, что и в ортодоксальных шахматах.
Рокировка – ход короля на два поля в сторону своей ладьи по горизонтали, дополненный перемещением ладьи на соседнее с ним – только что пересеченное королем поле.
Рокировка невозможна если:
Король и ладья с которой он рокирует уже совершали ходы,
Король пересекает поле находящееся под боем фигуры партнёра
Король находится под шахом
(Примечание: парадоксальная ситуация о рокировке короля с ладьёй возникшей в результате превращения пешки на е8 или е1 предотвращается требованием рокировки движением короля по горизонтали)
Игра в Мерцающих шахматах ведётся сериями ходов, совершаемыми сторонами поочерёдно.
В каждой серии белые или чёрные имеют право совершить один ход одной своей фигурой.
В случае рокировки и король и ладья считаются уже сделавшими свой единственный ход.
Король под шах не ходит
Является дискуссионным момент о праве короля в серии совершить ход под шах, от которого далее в серии он избавляется. Опираясь на правило «взятия на проходе» я полагаю правильным запретить такое движение, так как король может быть взят «на проходе» и таким образом правило говорит: сам король под шах не ходит. Но ряд моих партнёров нашли весьма важным усилением игры как раз правило для короля возможность иногда ходить под бой – но это уже другая разновидность игры. В «классической базовой версии» под шах королём двигаться во время серии нельзя.
Ситуация нескольких шахов.
В своей серии каждая сторона может объявить королю партнёра столько шахов, сколько сочтёт необходимым. В своей ответной серии атакованный король должен быть избавлен ото всех угроз.
Ситуация вскрытого шаха
В Мерцающих шахматах атакующая короля фигура не берёт короля а только может переместиться по линии своего действия на любое поле, доступное ей из исходного, в том числе и сняв атаку с короля.
Пример:
Белые: Сb2, Л b1 Чёрные: Кр b8 .
С с3+, Лb2 (или Лb3, или Лb4, или Лb5,или Лb6, или Лb7, но не Л:b8) или Лa1, или Лc1, или Лd1, или Лe1, или Лf1, или Лg1, или Лh1
Все пешки имеющие право взятия на проходе могут это сделать в своей серии
Все пешки встающие на поля превращений превращаются в фигуры по выбору играющего, то есть возможны одновременные превращения нескольких пешек в разные фигуры.
Матом считается позиция в которой матуемой стороне в своей серии не удается избавиться от всех угроз королю даже сделав все возможные ходы в своей серии.
В отличие от ортодоксальных шахмат даже опытные игроки порой пропускают неочевидные способы спасения короля, поэтому финальная позиция должна тщательно изучаться партнёрами.
Если фигура в исходной позиции не имела ходов, а после совершения ходов другими фигурами такая возможность открылась, ею можно сделать ход.
Играющий сам решает, какими из фигур в серии и в каком порядке ему делать ходы.
Хотя бы один ход хотя бы одной фигурой в серии должен быть сделан.
Стоять «на месте» то есть пропускать серию ходов нельзя.
Ситуация пата: это ситуация в которой ни один ход играющим в серии невозможен, а король его не атакован. Игра закончившаяся патом считается сыгранной вничью.
Проигрышем считается получение мата, неявка на партию, опоздание на партию, грубое нарушение правил, отказ от продолжение начатой партии, сдача партии.
Во время партии партнер имеет право однажды до ответного предложения предложить ничью.
В любой момент партии партнер может сдать партию признав себя проигравшим.
Если позиция в партии повторилась три раза при праве на совершение серии тем же партнёром, партия признается закончившейся вничью При этом сделавший заявление о признании ничьей партнер не совершает своей серии ходов но представляет судьям запись этой серии в полном и точном виде.
Запись партии в Мерцающих шахматах ведётся алгебраической нотацией, серии обозначаются литерами «а» для белых и «б» для чёрных. Ходы в серии записываются через запятую в порядке их совершения. Шах обозначается знаком плюс «+», взятие обозначается знаком двоеточия «:».
Таковы в общем виде основные правила игры в Мерцающие шахматы (последовательная неприоритетная форма).

Рецензии

Здесь решается совершенно иная задача. Просто строго прописываются Правила игры без вздохов, охов и причитаний для тех, КТО ВООБЩЕ НЕ ИГРАЕТ В ШАХМАТЫ. То есть для людей с обычными шахматами незнакомых. У меня более пятисот публикаций о Мерцающих шахматах и в абсолютном большинстве случаев - в том числе и на Ютубе - мы либо просто демонстрируем их, либо просто указываем - всё как в обычнывх шахматах за исключением одного правила - игра ведётся сериями ходов. Такая формулировка взята из урока истории геометрии. Все как у Евклида за исключением одного - пятого постулата - и возникает неевклидова геометрия. Разница между мерцающими и обычными шахматами примерно такая же как и в геометриях: евклидова хороша на Земле, но в космосе требуется неевклтидова. Мероцающие хороши на третьей ступени развития цивилизации а в 21 веке и дальше уже вовсю требуются мерцающие - вот они и открыты, как впрочем создана и обеспечивающая их понимание теория

То есть для людей с обычными шахматами незнакомых.
------------------
Таким тёмным людям (думаю, их немного) рассказывать о НОВЫХ шахматах бесполезно.

Я не считаю шесть с половиной миллиардов людей на планете "тёмными". Из всех известных мне "тёмным" именовали Гераклита из Эфеса. Это был один из самых замечательных мудрецов человечества.

Не знаю, доводилось ли Вам, но я лично десятки лет работал на улицах и потому имею довольно чёткое представление о том, как много дюдей у нас точно не имеют представления о шахматах. И это вполне объяснимо и никак не характеризует образованность этих людей. Как заметил мне один американец на улице в Урае (я спросил его - играет ли он в шахматы); В мире полно гораздо более интересных игр.

Китайские шахматы (Xiangqi)

Xiangqi или Китайские шахматы является очень популярной игрой в азиатских странах. Предполагается, что и Xiangqi и классические западные Шахматы произошли от оригинальной индийской игры Чантуранга.

Начальная позиция и цель игры

Xiangqi играется на прямоугольной доске 9x10. В отличие от западных шахмат, фигуры помещены в пересечения линий, а не в поле. Каждый игрок начинает игру со следующими фигурами: 1 король (или генерал), 2 охранника (или советники), 2 слона, 2 коня, 2 ладьи (или колесницы), 2 пушки и 5 пешек. Стартовое положение показано на следующей картинке:

Маленькие квадраты, содержащие диагональные линии называют красным и черным дворцами, а толстую горизонтальную линию в середине доски называют "рекой".
Цель игры мат или пат королю противника.

Движение фигур

Все фигуры в Xiangqi (кроме пушек) используют те же самые правила как для ходови, так и для сбития фигур соперника. Пушки имеют специальное правило, которое будет разъяснено ниже.

Король (генерал)

Король перемещается на одно место вертикально или горизонтально, это не может перемещаться по диагонали. Он никогда не оставляет своего дворца. Как в стандартных шахматах, королю не разрешают делать ход под шах. Если король подвергается нападению (находится под шахом ), соответствующий игрок должен избавиться от шаха немедленно. Если это не возможно, игрок проигрывает.

Охранник (Советник)

Охранник перемещается на одно место по диагонали и точно так же как король, он никогда не оставляет своего дворца. Другими словами, каждый охранник имеет только 5 возможных положений в пределах области дворца.

Слон

Слоны могут перемещаться точно два места по диагонали, и они не могут пересекать занятые поля. Кроме того, слонам не разрешают пересекать реку, они должны остаться на своей половине доски. Это означает, что каждый слон имеет только 7 возможных положений.

Конь

Конь перемещается на одно место вертикально или горизонтально, и потом на одно место, по диагонали наружу. Есть существенное различие между западными шахматами и Xiangqi, потому что конь не может перепрыгнуть через занятые места. На картинке показаны (в зеленых местах) все возможные ходы красного коня, так как черная пешка блокирует левую сторону. .

Ладья

Ладья перемещается как ладья в стандартных шахматах - на любое число мест вертикально или горизонтально.

Пушка

Пушка перемещается таким же образом как и ладья. Однако, если пушка захочет сбить фигуру, то это должно быть сделано перепрыгивая через другую фигуру(свою или противника). Картинка показывает позицию, где все возможные ходы или захваты (отмеченая зеленой точкй черная ладья в верхней части доски) красной пушки отмеченны зелеными точками.
Черный конь на левой стороне доски не может быть захвачен, потому что между ним и пушкой нету одной фигуры. Верхняя черная ладья может быть захвачена пушкой перепрыгивая через красную пешку. С другой стороны, вторая черная ладья (справа) не может быть захвачена, так как пушка прыгает только через одну фигуру (черная пешка и красный конь) .

Пешка

Пешки перемещаются и сбивают только на одно место вперед (они никогда не идут по диагонали). Когда пешка пересекает реку, ее возможние движения увеличиваются - она может быть продвинута на одно место горизонтально.
Пешки не превращаются в другие фигуры. Когда пешка достигает последнего ряда, она может перемещаться только боком.

Другие важные правила

Смотреть также:

Метропόлитен-музей (англ. The Metropolitan Museum of Art) - один из крупнейших и четвёртый по посещаемости художественный музей мира. Расположен в Нью-Йорке, США. Музей существует на средства спонсоров и дарителей при небольшой государственной поддержке.

История музея

Музей был основан в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства (the Union League Club of New York). Он впервые открылся для публики 20 февраля 1872 года. Первым президентом стал Джон Тейлор Джонстон, а исполнительным директором - издатель Джордж Палмер Путнэм. Входными билетами ранее служили маленькие круглые разноцветные значки, на каждый день свой цвет (последние годы до отмены цвет каждый день выбирался случайно из 16 вариантов). Значки можно прикрепить к одежде и взять с собой на память, что и делало бесчисленное количество туристов, да и сами жители Нью-Йорка. В 2013-м году музей перестал использовать металлические значки и перешёл на наклейки.

Здание музея

В своё нынешнее здание по адресу Пятая авеню, дом №1000, спроектированное в неоготическом стиле американскими архитекторами Калвертом Во и Джейкобом Молдом, музей переехал в 1880 году.

Коллекция музея

В основу музея легли три частные коллекции - 174 произведения европейской живописи, среди которых были произведения Халса, Ван Дейка, Тьеполо и Пуссена. Коллекция быстро росла, после смерти Джона Кенсетта во владения музея перешли 38 полотен из его частного собрания. Но только в XX веке музей получил мировую известность. В 1907 году музей приобрёл свою первую картину Огюста Ренуара. Сегодня Метрополитен по праву гордится своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов. В 1943 году музей получил по завещанию Мейтленд Ф. Григгс две панели кассоне Либерале да Верона (в том числе знаменитых «Шахматистов») на сюжет любовной истории из неотождествлённого рыцарского романа. К 1979 году Метрополитен имел в своей коллекции пять из менее чем 40 полотен, принадлежащих кисти Вермеера. Собрание египетского искусства считается одним из наиболее полных и представительных в мире. Сегодня в постоянной коллекции находится более двух миллионов произведений искусства. В Метрополитене находится довольно много коллекций разного типа. Чрезвычайно велика коллекция гравюр. Некоторые известные гравюры находятся здесь в нескольких экземплярах и различных вариантах (например, «Игра в китайские шахматы» (1741-1763) - офорт британского гравёра Джона Инграма по рисунку французского художника Франсуа Буше, который изображает китайскую национальную игру в сянци (кит. 象棋, пиньинь xiàngqí)). Среди крупных коллекций фотографий, например, работы Уолкера Эванса, Дианы Арбюс, Альфреда Стиглица и других. В апреле 2013 года коллекционер Леонард Лаудер пожертвовал музею свою коллекцию из 78 произведений кубизма, в том числе 33 работы Пикассо. Каждый год музей публикует «Ежегодный отчёт», в котором перечисляются новые приобретения. Музей также издаёт The Metropolitan Museum of Art Bulletin.

Если вы учитесь играть в китайские шахматы, и у вас не получается запомнить иероглифы, обозначающие фигуры, не беда — легко осилите. У меня были такие же сложности, и вот как я их преодолел при помощи мнемотехники.

Если вы учитесь играть в китайские шахматы, и у вас не получается запомнить иероглифы, обозначающие фигуры, не беда - легко осилите со временем. У меня были такие же сложности, и вот как я их преодолел при помощи мнемотехники.

Надо начинать изучение фигур с самых интуитивно понятных. В сянци это прежде всего конь, ладья, советник и пешка. Далее уже переходить к остальным фигурам.

Итак, конь . Видите, четыре лапы внизу ? Вот по ним он и опознаётся. Иногда этот иероглиф изображают так, что лапы оказываются сбоку, но это не должно вас смутить.

Ладья (колесница)

Ладья или колесница . Запомнить её проще, как ладью. Что такое ладья? Это лодка. Представьте себе большую лодку с огромным парусом . Посмотрите на чёрную ладью. Правда же похоже на парус? У красной ладьи есть точно такой же парус, только слева от него есть другой иероглиф. Вообще, полезный совет — многие чёрные и красные фигуры похожи (за исключением королей и слонов), вот только некоторые из них дополнены элементами слева — просто не обращайте на эти «левые» элементы внимание. Смотрите на изображение справа, по нему всё определяется легко. Если вы предпочитаете название «колесница», то тогда представьте вид на колесницу сверху — тогда можно увидеть корпус и оси колёс. Но я всё же предпочитаю ладью с парусом.


Ладья

Советник

Советника тоже легко запомнить. Я представляю себе этакого древнекитайского сановника, который то ли широко и уверенно расставил ноги, то ли сидит на корточках, при этом деловито подбоченясь . В общем, этакий важный и уверенный в своей значимости человек.


Китайские сановники

Пушка

Пушка в прямом переводе с китайского будет всё же не пушка, а катапульта . И вот как катапульту её как раз запомнить легче. Обратите внимание на правую часть пиктограммы. Ведь похоже на заряженную камнем катапульту с большой вертикальной рамой, нацеленную на запад ? Нижний правый угол напоминает каменный снаряд и боевую часть катапульты, а то, что выше — её основание. По расположению «камня» внизу легко запомнить и правильное расположение иероглифа, ведь это далеко не всегда очевидно, учитывая круглую форму «шашек».

Катапульта

Пешка

Пешка (воин) запоминается легко, хотя здесь чёрная пиктограмма сильно отличается от красной. Начнём с красной. Собственно, перед нами на картинке шагающий или бегущий воин — две ноги, шлем. С чёрной же возможны два варианта. Можно увидеть двух воинов, бегущих по полю в центре картинки . Я же предпочитаю другой вариант — это вид сверху на арбалет, выставленный против врага . Тогда пешечный ряд представляется рядом арбалетчиков.


Арбалет

Остались самые сложные фигуры — слоны и короли. Их, похоже, придётся просто запомнить. Но и тут есть нюансы. Если запомнить слонов всё же необходимо, то короля всегда можно «вычислить». Красный король радикально отличается от чёрного — они обозначаются разными иероглифами. Учитывая, что позиция не может обойтись без короля и что остальные фигуры вы уже знаете, не составит труда найти обоих королей, зная все остальные фигуры.

Слон

Чёрный и красный слоны , как видите, совсем не похожи друг на друга. Это вызывает кое-какие сложности с непривычки. Красного можно запомнить по лестнице (по которой можно было бы взобраться на слона) расположение иероглифа запоминаем, исходя из того, что самый полезный для нас иероглиф всегда находится справа. Чёрный же слон даже немного похож на слона, присевшего на передние лапы . Видите бивни в нижнем левом углу, переднюю и заднюю лапу справа и тело слона сверху? Я же для себя придумал и вовсе фантастическую мнемонику — этакого реактивного слона-ракету , у которого отработанные газы выходят мощными струями влево вниз. Согласен, это притянуто за уши, но в моём случае отлично сработало).

Генерал/маршал (король)

Короля (или в китайской традиции — генерала , маршала запомнить труднее всего. Во-первых, чёрный непохож на красного. Во-вторых, какие-то уж очень абстрактные пиктограммы. Но, как я уже говорил, короли легко вычисляются по остаточному принципу, и кое-что всё же можно придумать. У красного правый (более важный) иероглиф похож на человека в древнекитайском одеянии с длинными свисающими рукавами . Соответственно, по рукавам и можно запомнить расположение иероглифа. У чёрного же короля расположение я смог запомнить только по «зубу» в правой нижней части ) — он всегда должен быть внизу.

Император У

Нужно ещё понимать, что написание иероглифов может отличаться от набора к набору (вспомните об искусстве каллиграфии), а также может использоваться их традиционное написание и упрощённое. Однако, почти все базовые элементы, на которые стоит обратить внимание человеку, не знакомому с китайской письменностью, я постарался привести.

С упрощёнными иероглифами могут быть и дополнительные сложности. Однако, в большей части литературы и видео, которые я встречал, используется традиционное написание.

Для иллюстрации приведу этимологию иероглифа, обозначающего коня. Последние два варианта — современное написание в традиционной и упрощённой манерах.


Графическая этимология иероглифа, обозначающего коня

Советую начать изучение с исходной расстановки на нормальной доске или в компьютерной программе, чтоб зрение к ней привыкло. Далее можно либо решать задачки в какой-нибудь программе, которая поддерживает и традиционные, и международные обозначение, позволяя их смешивать, либо начать с очень простых задач типа «мат в один ход», в которых было бы очень мало фигур.

Мне очень пригодилась программа для Android Chinese Chess — Best Xiangqi (от Gnik Box). Там есть англоязычный интерфейс, возможность играть против компьютера или своего друга, а также много задач разной сложности. Программа позволяет использовать как китайские, так и «вестернизированные» обозначения фигур, а также смешивать их. Например, если в настройках вы укажете «1 hanzi», то все фигуры, кроме одной, будут представлены западными, «шахматными» обозначениями, а одна — традиционным иероглифом. Как я уже говорил, единой системы международных обозначений фигур так и не сложилось. То, что указано в википедии и приведено для примера в этой статье — далеко не стандарт. Например, в обоих учебниках китайских шахмат на русском языке (да, их существует всего два, в виде тонких брошюрок) для пушки используется символ, похожий на мишень в тире.