КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ

для учащихся 5- 8 классов

Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художественной литературы.

Действующие лица: ведущий, литературные герои: Незнайка, Маленький принц, Пэппи длинный чулок, Мэри Поппинс.

Оборудование: аудиозаписи песен “Маленький принц” сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, песни « Сюрприз», «Леди совершенство» ,к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким ,цветные ромашки по числу участников, волшебная шляпа для проведения жеребьёвки, костюмы для литературных персонажей.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Мы с вами находимся в библиотеке. (Обводит рукою зал.) Наша встреча не случайна. Она проходит в дни театрального проекта (а какой же театр обходится без литературных произведений?) и приурочена к неделе детской книги, которая традиционно проводится в стране в конце марта- начале апреля начиная с 1943 года в дни весенних школьных каникул по инициативе детского писателя Льва Кассиля. А 2 апреля, в день рождения Великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, в знак глубокого уважения и любви к его творчеству, весь мир отмечает Международный день детской книги начиная с 1967 года.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Беседа:

А что означает слово библиотека? (Ребята отвечают.) В переводе с греческого « библио» значит « книга», « тека»- хранилище., « Библиотека»- « хранилище книг».

А скажите, часто ли вы бываете здесь или в других библиотеках? Может быть, вы можете рассказать, для чего они нужны? (Ребята отвечают.)Молодцы, ребята! Вы любите книги и нередко приходите к нам в гости.

Рассказ о библиотеке санатория им. Н. К. Крупской.

Наша библиотека насчитывает около 3500 томов художественной литературы. Кроме того, в ней есть и учебники для учащихся 1- 9 классов. А началось её создание в далёком 193… году, когда заведующая педчастью санатория обратилась с просьбой к Н. К. Крупской, работавшей в Народном комиссариате просвещения, посодействовать в организации учебного процесса для детей, которые находились здесь на длительном лечении. Тогда в санатории лечили костно- суставной туберкулёз, процесс этот был очень долгим, дети были лишены возможности посещать обычную школу. При непосредственном участии Н. К. Крупской в санаторий были присланы книги, канцтовары, школьные принадлежности, была организована школа, стали работать кружки. Вот таким нелёгким был путь детей к знаниям.

Для того, чтобы ориентироваться в этом безбрежном море книг, нужно знать, как устроена библиотека. Этому нам с вами и предстоит сегодня научиться. Постигать премудрость мы будем в форме командных соревнований. Для начала определимся с командами и названиями, проведем жеребьёвку, а капитанов вы выберете сами. Жеребьёвка пройдет в необычном литературном ключе. В нашей волшебной шляпе находятся задания –названия произведений, где есть цифры. Впишите правильный ответ - и узнаете свой порядковый номер и номер стола.

Проводится жеребьёвка.

Задания

Велтистов Е. « Миллион и … день каникул»

Шварц Е. « … брата»

Олеша Ю. « … толстяка»

Ушинский К. « … желания»

Названия команд

Книгочеи, Всезнайки, Дети Тавриды, Умники и умницы.

Соревнования команд будут проходить в форме литературной викторины, квеста и выполнения финального задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, вечером будет награждена дипломчиками и крупчиками. Желаю всем удачи и победы! Итак, приступаем к литературной викторине. (Результаты фиксируются на переносной доске.)

Литературная викторина

    Он жил в каморке под лестницей в доме у своих дяди и тёти Петуньи и был потомственным волшебником. Кто этот литературный персонаж? (Гарри Поттер.)

    Настоящее имя этого американского писателя- Сэмюэл Клеменс.Он автор книг

    « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финнк», « Принц и нищий». Назовите его литературный псевдоним. (Марк Твен.)

    Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али- Бабы в сказке « Али- Баба и сорок разбойников»?(Дно было смазано медом.)

    Вспомните заклинание в сказке Р. Киплинга « Маугли». (« Мы с тобой одной крови, ты и я».)

    Как называлась предшественница книги - свёрнутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

    Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

    Что такое « библиотека»? (Собрание книг.)

    Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве, фонд составляет ок. 30 млн. экземпляров.)

    Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой из « Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Землянка.)

Блиц- опрос « Моя любимая книга»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы - настоящие любители книги и чтения. Сейчас мы проведём блиц- опрос « Моя любимая книга». На столах перед вами - цветные ромашки. Я попрошу вас взять ручки и на лепестках написать свою фамилию и имя, возраст, название вашего любимого литературного произведения. И каждый из вас сможет принять участие в акции по изучению читательских интересов и посадить свой цветок на нашу поляну. (Ребята выполняют задание.)

Игра « Узнай героя по описанию». Знакомство с героями лит. Произведений - ассистентами ведущего.

Ведущий: А теперь я хочу представить вам моих помощников. Думаю, вы будете рады встрече с ними и узнаете этих героев литературных произведений.

Этот персонаж неугомонный и неусидчивый, носит широкополую голубую шляпу и зелёный галстук, любит яркие цвета. (Незнайка выходит под аудиозапись песни « Сюрприз»)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Ведущий: Все имущество этой чудо- няни состоит из зонтика и гобеленовой сумки. Кто она? Мэри Поппинс из повести Памэлы Треверс.(Выходит под аудиозапись песни «Ветер перемен» или «Леди совершенство».)

Мэри:

Я здесь на несколько минут,

Но ждут ли Мэри Поппинс тут?

Если сто рублей накопишь,

Ты - богач, ты - богач,

Если встретишь Мэри Поппинс,

То настал миг удач!

Зравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Скуке зелёной скажем мы «нет»!

Милые дети, добрые дети!

Я всем посылаю свой добрый «привет»!

Ведущий: А следующая наша гостья - очень необычная и неугомонная девочка. Она живёт на вилле « Курица», спит с ногами на подушке, возвращается домой, пятясь назад, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Догадались, кто это? Конечно же, Пэппи длинный чулок. (Выходит под аудиозапись песни из к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

Пэппи:

Я весёлая девчонка,

Не скучаю никогда,

Я большая фантазёрка

И красотка- хоть куда!

Не люблю учиться в школе,

Мне по нраву отдыхать

И мечтать о синем море,

И на лошади скакать!

Ведущий: Этот герой любит путешествовать, наблюдать закаты, заботится о своей планете и удивительной розе, страдает от одиночества.(Маленький принц появляется под аудиозапись песни « Маленькая страна» муз. И. Николаева, сл. И. Резника.)

Маленький принц:

Маленький принц, златокудрый ребёнок...
Голос мой тих, и так ласково звонок,
С верою в сказку я вечно живу,

Может, поэтому, и не расту?

Ведущий : Может, поэтому, ты не взрослеешь?
Мир скучных взрослых принять не умеешь.
Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что звёзды далёкие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты...
И им особенно дорог стал Ты...

Ведущий : Что ж, разминка прошла успешно, теперь переходим к квесту и будем учиться ориентироваться в библиотеке. Книги на стеллажах расположены в определённом порядке - по алфавиту, а также на стеллажах вы можете видеть тематические рубрикаторы- разделители: приключения, детективы, сказки, замечательный Крым и др. Сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, должна будет пройти по указателям, найти свой стеллаж и выполнить задания на каждой из 4 станций. Каждая из команд на станции может заработать от 1 до 5 баллов. При подсчете к ним добавляются баллы за викторину и финальное задание и таким образом определяется команда- победитель. Подсказки - книги, расположенные на стеллажах.

Станция « Сказки»

    Назовите 5 писателей-сказочников. Подсказками вам пусть служат книги на стеллаже.

    Кто обитает в этом сказочном жилище? Найдите книгу на полке.

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом… (Князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина)

    Кто был причиной несчастий Элизы и её братьев из сказки Г. Х. Андерсена. (Злая мачеха.)

    О каком персонаже русской народной сказки идёт речь:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из русской народной сказки.)

    Кот от бедности избавил,

Королю его представил,

Говорит он громким басом,

Звать… (Маркизом Карабасом из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».)Найдите книгу сказок Шарля Перро на полке.

Станция « Этот замечательный Крым»

1.Вспомните название нашего полуострова, которое закрепилось за ним с античных времён. Подсказкой вам послужит название одной из команд- участниц. (Таврия, Таврика, Таврида.)

2. Назовите города- герои Крыма.(Керчь, Севастополь).Найдите справочники- путеводители по этим городам на книжной полке.

3. Какой город был столицей Боспорского царства? (Боспор- совр. Керчь.)

4. Назовите известных вам русских писателей, побывавших в Крыму. (А. С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, А. Грибоедов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн,

В. Г. Короленко, М. Булгаков, М. Цветаева, А. Ахматова и др.)

5. Какой город Крыма имеет исторические названия Керкинитида иГезлёв? (Евпатория.) Найдите путеводитель на полке.

Станция « Детектив»

    Кто из писателей стал родоначальником жанра детектива? (Эдгар По.)Найдите на книжной полке книги этого автора.

3. Игрой на каком музыкальном инструменте увлекался Шерлок Холмс- герой рассказов

А. Конан Дойла? (На скрипке.)

4.Эркюль Пуаро и мисс Марпл- герои произведений писательницы… (Агаты Кристи.)Найдите на полке её книги.

5. Назовите имя неизменного спутника и помощника Шерлока Холмса.(Доктор Ватсон.)

Станция « Фантастика и приключения»

2. От чьего имени ведётся рассказ в романе « Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Подсказкой вам может быть текст романа.(От имени главного героя- Джимми Хокинса.)

3. Этот французский писатель и географ, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: самолет, вертолет, полёты в космос, видеосвязь и телевидение. Назовите его имя.

(Жюль Верн.) Найдите его книги на полке.

4.Кто из героев известного романа Жюля Верна порвал все связи с человеческим обществом и удалился в океан, чтобы чувствовать себя свободным? Подсказку найдите в романе « Двадцать тысяч лье под водой. (Капитан Немо.)

5.Приключенческий роман Вальтера Скотта « Айвенго» с захватывающим сюжетом переносит нас в эпоху средневековой Англии. А откуда родом был сам писатель? (Из Шотландии.) Ответ можно найти в предисловии к роману.

Ведущий: Что ж, вы прошли квест, удачно сориентировавшись в библиотеке, проявили свои познания, но и поняли, конечно, что много вам ещё предстоит узнать. И обогатить знания вам поможет верный и надёжный помощник- книга. Теперь вам предстоит финальное испытание- нужно вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше пословиц, поговорок, загадок о книге и знаниях. Время пошло!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше в вами мероприятие. Игра закончена, но процесс познания продолжается. Поэтому я говорю вам - до свидания, до новых встреч!

Перед расставанием хотим сказать напутственные строки.

Пэппи:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Незнайка:

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Мэри Поппинс:

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Маленький принц:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Ведущий : Читайте книги и приходите в библиотеку! Всем спасибо за внимание и участие!

Квест-игра «По дорогам приключений»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (желательно- сладкий приз)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый.

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи пазлы. (Приложение 1)

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

    Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

    За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

    Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

    Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)

    Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)

    Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

    В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

    А Васька слушает… (да ест)

    А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

    Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

    Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)

    Ай, Моська, знать она сильна … (что лает на слона)

    Недаром говорится… (что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.

    Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)

    Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)

    Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Грецкий орех (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

    Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение команд.

Приложение 1

Приложение1



Приложение 2

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!

Литературная игра для младших школьников

Литературно - интеллектуальная игра для младших школьников «В гостях у Севы Читайкина»

Кряжевских Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей № 28 г. Йошкар-Олы»
Цель: Развитие любви и интереса к чтению книг.
Задачи: 1. Проверить, как прочитали за лето рекомендательный список книг.
2. Развивать таких качества, как умение рассуждать, делать выводы, оценивать поступки героев; развивать память, внимание.
3. Воспитывать внимание к слову, уважение к авторам книг, умение принимать решение, слушать друг друга, играть командой.
Оборудование: Проектор, экран, компьютер.
Возраст: Игра предназначена для учащихся 2 - 3 классов, будет интересна учителям начальных классов, воспитателям групп продленного дня.

Аннотация:
На лето каждый выпускник первого класса получает рекомендательный список книг для летнего чтения. Это делаю с целью ориентации в многообразии книг, формировании читательского интереса, возможности выбора любимой книги. С другой стороны – появляется обязанность в чтении книг, что важно для тех детей, для кого книга пока не стала другом. Как проверить насколько внимательно дети читали летом? Как сделать это ненавязчиво и интересно? Для этого и предназначена игра. Все задания составлены на основе книг из рекомендательного списка, который привожу в приложении.
Сева Читайкин – герой, который появляется иногда на уроках литературного чтения. Он остроумный, чтение книг – его любимое занятие. Часто он предлагает ученикам сложные, требующие размышлений, вопросы.
Интерактивная игра состоит из пяти категорий:
«Стихи»
«Сказки»
«О животных»
«О детях»
«Детские писатели»
В каждой категории 5 вопросов стоимостью 10, 20, 30, 40, 50 баллов.

Инструкция по применению:
Класс делится на несколько команд. Деление на команды можно провести по жеребьевке, по рядам, по желанию.

На слайде 2 изображено игровое поле. Играющие команды по очереди выбирает категорию и количество баллов. Переход на слайд с вопросом происходит по кнопке с баллами. При правильном ответе команде присуждается соответствующее вопросу количество баллов. Результаты фиксируются на доске.
Каждому вопросу соответствует красочный слайд. Правильные ответы появляются по щелчку. Возврат на игровое поле осуществляется по кнопке в правом нижнем углу.
Сыгравший номер при возврате на игровое поле пропадает.

Игровое поле включает две кнопки с баллами, которые открывают не вопрос, а физкультминутки. В категории "Животные" выбор 10 баллов открывает "Зарядку маленьких зверят" и в категории "Сказки" выбор 20 баллов открывает "Сказочную зарядку". Физкультминутки выполняют все команды, баллы начисляются той команде, которая сделала выбор.
Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов. Необходимо продумать награждение победителям, конфеты - всем участникам.
В конспекте привожу не все слайды, чтобы конспект не был слишком громоздким.

Категория 1. Стихи
10 баллов
Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...
Чего же так боялся мальчик из стихотворения Сергея Михалкова?
Ответ: Мальчик боялся уколов.
20 баллов
Дама сдавала в багаж …
Кто автор этих строк? Что дама сдавала в багаж?
Ответ: Стихотворение С. Я. Маршака
Дама сдавала в багаж …
Диван, чемодан, саквояж,
Корзину, картину, картонку
И маленькую собачонку.

30 баллов

В 1935 году в журнале «Пионер» впервые была опубликована поэма С.Михалкова "Дядя Стёпа". Этот литературный герой был любим всеми детьми. Какой подвиг совершил дядя Степа?

Ответ: Жив, здоров и невредим
Мальчик Вася Бородин.
Дядя Степа в этот раз
Утопающего спас.
40 баллов
Угадай стихотворение и автора
“Мальчик мечтал, чтобы мама купила ему снегиря, ради этого стал послушным и вежливым, перестал обижать девочек, но когда снегирь был ему подарен, засомневался, стоит ли ему и дальше быть примерным мальчиком”.

Ответ: Стихотворение «Снегирь»
50 баллов

Появись лекарство это,
Я купил бы два пакета.
Нет, не два, а целых три.
Нужно, что ни говори.
Вспомните, о каком лекарстве идет речь в стихотворении «Чудесные таблетки»?
Ответ: Лекарство от лени.
Категория 2. Сказки
10 баллов
Героиня какой сказки говорила про себя: «из вешнего снегу скатана, вешним солнышком подрумянена». Кто автор сказки?



Ответ: В. Даль «Девочка Снегурочка»
20 баллов


Сказочная зарядка
В тёмном лесу есть избушка. (шагаем)
Стоит задом наперёд, (поворот)
В той избушке есть старушка, (наклоны)
Бабушка Яга зовут. (поворот обратно)
Нос крючком, (показать нос)
Глаза большие, (показать глаза)
Словно угольки горят.
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят! (руки вверх)
30 баллов

Выражение «Остаться у разбитого корыта» стало крылатым выражением. Когда так говорят? Какое отношение имеет это выражение к А. С. Пушкину?
Ответ: Так говорят про человека, который все потерял, остался ни с чем, как старуха в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
40 баллов
Кому из героев Шарля Перро принадлежат эти вещи: сапоги, хрустальная туфелька, прялка и веретено, корзинка с пирожками, белые камешки?

Ответ: Сапоги – коту из сказки «Кот в сапогах», туфелька – Золушке из одноименной сказки, корзинка – Красной Шапочке, прялка – старушке из сказки «Спящая красавица», камешки – Мальчику-с-пальчику.
50 баллов
Многие литературные герои становятся любимыми для многих поколений читателей. Так произошло и с этим литературным героем. Ему поставлены памятники в Тобольске, Астрахани, Ишиме. Внимательно рассмотри памятники и отгадай героев.

Ответ: Это Конек – Горбунок и Иван.
Категория 3. О животных
10 баллов

Физкультминутка «Зарядка маленьких зверят»
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Рыжим хвостиком вильнуть.
А волчата - спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а Мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То двумя, то всеми вместе
Долго топчется на месте.
20 баллов
Назовите автора сказки о маленьком храбром мышонке – путешественнике.


Ответ: Виталий Бианки «Мышонок Пик»
30 баллов
Угадай басню. Звучит отрывок из басни в исполнении актера Олега Табакова.
Ответ: Звучит отрывок басни «Кукушка и петух»
40 баллов
К героине какого рассказа В. М. Гаршина подходит пословица «Ум тянет человека вверх, а хвастовство – вниз» Объясните.

Ответ: Пословица подходит к лягушке из сказки В. Гаршина «Лягушка – путешественница». Сообразительность помогла лягушке подняться в небо, а хвастовство, желание прославиться чуть не погубило лягушку.
50 баллов


О ком из животных не говорится в рассказе Г. Скребицкого « Кот Иванович»?
Ответ: В рассказе не говорится о петухе.
Категория 4. О детях
10 баллов

Какое волшебное слово помогло Павлику выполнить желания в рассказе В. Осеевой?
Ответ: Пожалуйста.
20 баллов

В одной сказке четыре злых волшебника решили вернуть себе молодость. Все, что для этого нужно было сделать - найти юных лентяев и воспользоваться растраченным ими временем. Ведь тот, кто впустую тратит время, сам не замечает, как стареет. Кто автор этой поучительной сказки?
Ответ: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
30 баллов

Какое желание Жени из сказки В. Катаева «Цветик- семицветик» считаешь самым важным»?
Ответ: Самым важным было последнее желание о выздоровлении Вити.
40 баллов

Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка в рассказе К. Паустовского «Стальное колечко»?
Ответ: Если наденешь колечко на средний палец – получишь здоровье, на безымянный - большущая радость, на указательный - увидишь весь мир.
50 баллов
Из книг какого автора эти герои?

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам Н. Носова «Огородники», «Ступеньки», «На горке», «Мишкина каша», «Телефон», «Фантазеры».
Категория 5. Детские писатели
10 баллов
Назовите фамилию Дениски – героя рассказов Виктора Драгунского.
Ответ: Кораблев.
20 баллов

Назови героев рассказов Любови Воронковой «Подружки идут в школу», «Командир звездочки», «Солнечный денек»
Ответ: Танюша, Аленка, Демушка.
30 баллов
Кто придумал этих замечательных героев?

Ответ: На слайде представлены герои Эдуарда Успенского: Крокодил Гена, Чебурашка, старуха Шапокляк, дядя Федор, пес Шарик, кот Матроскин, Хватайка, почтальон Печкин, корова Мурка, теленок Гаврюша.
40 баллов
Узнай рассказ В. Драгунского по иллюстрации.

Ответ: На слайде представлены иллюстрации к рассказам В. Драгунского «Сестра моя Ксения», «Он живой и светится», «Тайное всегда становится явным», «Куриный бульон», «Где это видано, где это слыхано…»
50 баллов
Этот литературный герой Эдуарда Успенского стал талисманом олимпийской сборной России с 2004 года.
Ответ: Чебурашка.

Сидорова Ольга Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ№358 Московского района Санкт-Петербурга

Номинация: Мои разработки

(мероприятие по воспитанию творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации)

Сценарий внеклассного мероприятия в 5-6 классах.

Литературный квест «Чтение - вот лучшее учение!»

Цель мероприятия: Формирование читательской компетентности учащихся в области детской литературы, осознания себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности творческого читателя, грамотного и активного пользователя информации.

Задачи мероприятия:

пробудить у ребят интерес к чтению;

подтолкнуть их к обсуждению прочитанных литературных произведений;

выявить уровень начитанности школьников, их знания в области литературных произведений школьной программы;

повысить эрудицию участников;

создать атмосферу сотрудничества и творческого соревнования.

Оборудование : портреты писателей, выставка книг, мультимедиа проектор, эмблемы команд, карточки-задания, (пазлы, на которых написаны слова фразы: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» М. Горький (2 одинаковых набора.)

Данное мероприятие предназначено для 5-6 классов, изучающих литературу или для факультативных занятий по литературе. Можно провести как итоговое занятие. Литературный квест предполагает проверку внимательности и наблюдательности учащихся во время чтения. Задания построены на знании и понимании текста произведения. Участвуют 2-3 команды по 6-10 человек.

Ход мероприятия.

Слово учителя . Тема сегодняшней нашей игры - квеста «Чтение - вот лучшее учение» это высказывание А.С. Пушкина. Наше мероприятие я хотела бы начать со строчек из стихотворения Р.Рождественского:

Ах, как много в жизни

Мы читаем разных книг,

Ах, как мало

В результате помним!

Что значит - уметь прочитать? Это значит взять из книги все, что она, будучи произведением искусства, может дать: глубины мысли и чувства, поэтическое открытие мира - все то, что писатель вложил в свое произведение с надеждой передать читателю.

Но нередко читатель-подросток торопливо проходит мимо богатств, заключенных в книге, даже не догадавшись о том, что они существуют. Сейчас мы и узнаем, насколько хорошо вы умеете читать. Я приглашаю всех вас принять участие в квесте. Звучит музыка П. И. Чайковский «Август».

Сегодня наша задача: достойно пройти все станции литературного квеста и как можно больше заработать пазлов, для того чтобы сложить их в конце.

Представление главных контролёров квеста. Каждая команда представляет свою визитку и эмблему.

Станция «Устное народное творчество».

Пословицы

Назови пословицу о чтении или книге.

Предполагаемые ответы:

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

Книги книгой, да и своим умом двигай.

Испокон века книги растит человека.

Книга поможет в труде, выручит в беде.

Кто работает без книг, решетом воду черпает.

С книгой поведешься - ума наберешься.

Книга - зеркало жизни.

Книга для ума - что теплый дождик для всходов.

Кто много читает, тот много знает.

Прочел книгу - встретился с другом.

Хорошая книга - лучший друг.

Книга - твой друг, без нее как без рук

Береги книгу - она поможет тебе жить.

Грамотею и книга в руки.

Недочитанная книга - не пройденный до конца путь.

Ему и книги в руки.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Кто знает Аз до Буки, тому и книги в руки.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

Ум без книги, как птица без крыльев.

Напрасный труд удить рыбу без крючка и учиться без книги.

Что такое пословица? (Пословица - жанр устного народного творчества; яркое народное изречение, имеющее поучительный смысл).

Первый собиратель русских пословиц. (Владимир Иванович Даль 1801-1872).

В чем отличие пословицы и поговорки? (Поговорка - часть суждения, незаконченное выражение).

Друг в беде есть настоящий друг. Это английская пословица замени её русской.(Друг познается в беде.)

Былины

Что такое былина? (Былина - фольклорная героическая песня-сказание о богатырях, об их подвигах. Отражение исторической действительности в былине обогащено фантастическим вымыслом.)

Где повстречал Илья Муромец Соловья Разбойника? (На прямоезжей дорожке в стольный Киев-град.)

Назовите русских богатырей? Какие подвиги они совершили? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Петрович)

О каком былинном герое идет речь?

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешников земельку повытряхнул,

Бросил сошку заракитов куст.

(Микула Селянович былина «Вольга и Микула Селянович»)

Кому говорил князь Владимир эти слова:

«Налагаю тебе служебку великую,

Дай велику служебку немаленьку:

А й ты съезди-тко ты во норы во змеиные,

Отыщи-тко племничку любимую,

А прекресную Зубавушку Путятичну,

Привези-тко ты ю в стольно Киев-град,

Приведи-тко мне в палаты в белокаменны,

Да подай-ка ты Забаву во белы руки».

(Добрыня Никитич.)

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Сказки.

Назовите виды народных сказок. (Сказки о животных, волшебные и бытовые.)

Чьи это слова:

«Оттого что мы не доверяем друг другу, и тебе и мне только тяжелей живется, что проку во вражде? Лучше будем добрыми соседями! Поклянемся перед лицом великого Ра, что если один из нас отправится за кормом для своих детей, другой не причинит им никакого зла». (Коршун обратился к кошке в египетской сказке «Коршун и кошка».)

Чем Солнышко угощало старика в сказке «Солнце, Месяц и Ворон Воронович».(Блинами)

4. Чьи это слова:

Мы спим - не спим, думу думаем,

Что хотят нас всех порезати,

Огни кладут калиновые,

Котлы висят кипучие,

Ножи точат булатные!

(Заморышек (русская сказка «Белая уточка»)

5. Как называется эта картина и кто её автор? (В.М. Васнецов «Царевна-лягушка».)

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Отгадай героя по описанию».

1. Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим ее в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л.Кэролл «Алиса в стране чудес», «Алиса в зазеркалье»).

2. Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актером или даже главным режиссером. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как зовут мальчишку и директора театра? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н.Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

3. Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: соткать ковер за ночь, сшить рубаху, испечь хлеб. Она бывает Премудрой и Прекрасной. (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок).

4. Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. (Доктор Айболит из одноименной сказки К.Чуковского).

5. Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землей побывала. (Дюймовочка из одноименной сказки Х.К.Андерсена).

6. Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала принцессой. (Золушка из одноименной сказки Ш.Перро).

7. Самый загадочный герой русской народной сказки: батон - не батон, пирог - не пирог, что-то вроде сухой булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой доброго ничего не сделал. А все его жалеют. (Колобок из русской народной сказки)

8. Он самый непослушный, самый любопытный, самый упрямый и самый задиристый. Сам учился писать стихи, ездить на автомобиле, летать на воздушном шаре, управлять волшебной палочкой. Это получалось. Правда не очень хорошо, но заканчивалось счастливо. (Незнайка. Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне»)

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

В сказках часто сражаются добрые герои со злыми. Я вам предлагаю невероятную ситуацию. Представьте, что страницы книг перепутались, герои рассыпались по разным сказкам. Представьте себе бои между (раздаются листочки с именами: Баба-Яга - Аленушка, Дюймовочка и Кощей Бессмертный; Змей Горыныч и Царевна Лягушка).

Зло завязывает глаза и пытается побить добро воздушным шариком. Добро с колокольчиком, ускользает от зла.

Как всегда в сказке добро побеждает. Пусть же и в жизни добра будет больше, чем зла.

Приглашаю вас на последний танец «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». Звучит музыка.

Станция «Классическая литература».

А.С. Пушкин

Из какого произведения следующие строки:

« Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;…» («Руслан и Людмила»)

Большое стихотворное произведение с историко-героическим, мифологическим или сказочным сюжетом называется…. Назовите жанр, который так нравился Пушкину. (Поэма)

Кто из современников Пушкина сказал следующие слова: «Победителю-ученику - от побежденного учителя». (Жуковский).

Назовите произведение, из которого взяты строчки:

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя». («Песнь о вещем Олеге »)

5. Какова причина гибели князя Олега из произведения А.С.Пушкина? . (змея, выползшая из черепа коня князя).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

М.Ю. Лермонтов

Из какого произведения взяты эти строки?

«Скажи-ка, дядя, ведь не даром

Москва, спаленная пожаром,

Французам отдана?».

«Бородино»

Назовите имение, в котором прошло детство поэта. (Тарханы)

Сохранилось предание, что это произведение Лермонтов написал в станице Червленой. Войдя в хату, где ему отвели квартиру, он застал там молодую казачку, которая укладывала спать своего сына. Назовите это произведение. («Казачья колыбельная песня»)

Как называется небольшое произведение в стихотворной форме? (стихотворение).

Какое слово пропущено в четверостишии?

А он, ……., просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

(мятежный).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Л.Н. Толстой

Как называлось родовое имение Л.Н. Толстого, где он впоследствии открыл школу для крестьянских детей. (Ясная поляна).

Назовите жанр произведения «Кавказский пленник» (быль).

Кому из героев Л.Н. Толстого принадлежат следующие слова: «Ну, - думает,- знаю вас чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся живой». (Жилин).

О ком идет речь в отрывке: «…присела на корточки, колени выше головы торчат, свесилась, монисты висят, болтаются над ямой. Глазенки так и блестят, как звездочки». (Дина).

Какое приспособление одевалось на ноги пленным, чтобы они не сбежали? (Колодки).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Н.В. Гоголь

Как называлось имение, где родился и провел свое детство Н.В.Гоголь.( Васильевка).

Назовите псевдоним Гоголя, под которым была издана книга «Вечера на Хуторе близ Диканьки» (Рудой Панька).

С бандурою в руках пробирался ускользнувший от песельников молодой козак, сын сельского головы. На козаке решетиловская шапка. Козак идет по улице, бренчит рукою по струнам и подплясывает…. Назовите имя козака. (Левко).

Назовите повесть Гоголя, которой писатель дал двойное название. («Майская ночь или Утопленница»

Назовите имя головы в повести «Майская ночь или Утопленница» (Евтухо Макагоненко).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

И.А. Крылов

Как называется иносказательное нравоучительное стихотворение, высмеивающее человеческие пороки. (Басня).

Из какой басни следующая мораль:

«Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;

Но если помолчать во время не имеешь

И ближнего ушей ты не жалеешь, То ведай, что твои и проза и стихи

Тошнее будут всем….» («Демьянова уха»).

Как называется басня Крылова о музыкальном произведении для 4 исполнителей? (« Квартет»).

Из какой басни следующие строки:

«У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в истории мы тьму примеров слышим…» («Волк и ягненок»).

Как называется басня, героиня которой не может справиться с аппаратом для зрения? («Мартышка и очки»).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Школьная Вселенная»

П.П. Бажов

Какое прозвище было у главного героя сказа «Каменный цветок». (Данилко Недокормыш).

Вспомни названия сказов Бажова? («Каменный цветок», «Горный мастер», «Серебреное копытце», «Золотой волос», «Ермаковы лебеди»)….

5. Кому из героев П.П.Бажова принадлежит описание:

«Глядит, а перед ним на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. Спиной к парню, а по косе видать - девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь. Дивится парень на косу, а сам дальше примечает. Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо - на месте не посидит. Вперед наклонится, ровно у себя под ногами ищет, то опять назад откинется, на тот бок изогнется, на другой. На ноги вскочит, руками замашет, потом опять наклонится. Однем словом, артуть-девка.

(Хозяйка Медной горы).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

А.И. Куприн

1. Назовите кличку пуделя из рассказа «Белый пудель» (Арто).

2. Как называется небольшой переносной механический орган в виде надеваемого на плечо ящика с лямкой?(Шарманка).

3. Где происходит действие в рассказе Куприна «Белый пудель»? (В Крыму).

4. Назовите имена мальчиков из рассказа «Белый пудель» (Сережа, Трилли).

5. Какой эпизод показан на рисунке С.С.Бойма к рассказу «Белый пудель» А.Куприна? (Начало рассказа).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

К.Г. Паустовский

1. Что такое мшары? (Огромные мещерские болота).

2. Где находится знаменитый Мещерский край? (Под Москвой).

3. В каком месте можно увидеть «сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик -«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко, почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облаком». (В Мещерском крае).

4. Какое озеро искали Гайдар и автор очерка «Мшары»? (Поганое озеро).

5. Почему озеро в очерке К.Г. Паустовского «Леса» названо «Черным озером»? (Старики говорят, что чернота вызвана тем, что дно озера устлано толстым слоем опавших листьев. Бурая листва дает темный настой. Но это не совсем верно. Цвет объясняется торфяным дном озера - чем старее торф, тем темнее вода).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

А.Т. Твардовский

1. Кем был Твардовский в годы ВОВ? (Военным корреспондентом фронтовых газет).

2. О ком эти строки:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда, да и в каждом взводе.

Не высок, не то чтоб мал,

Но герой - героем.

На Карельском воевал - За рекой Сестрою. . (Василий Теркин)

3. Какое звание имел Василий Теркин? (Рядовой солдат).

4. Назовите стихотворения А.Т. Твардовского («Я убит подо Ржевом», «Сын артиллериста»).

Команды за правильные ответы получают пазлы.

В. Распутин «Уроки французского»

1. Почему мать решила отправить своего сына учиться в райцентр?(он хорошо учился и признавался в деревне за грамотея)

2. Для чего весной, когда «пришлось особенно туго», герой глотал сам и заставлял глотать сестренку глазки проросшей картошки и зерен овса и ржи? (Чтобы развести посадки в животе)

3.За что избили героя участники игры в чику? (превзошел мастерством всех участников игры и уличил их в нечестности)

4.В какую игру со своим учеником играла Лидия Михайловна? (В «пристенок»)

Узнай героя:

«…правильное и потому не слишком живое лицо с прищуренными,чтобы скрыть в них косинку глазами; тугую, редко раскрывающуюся

до конца улыбку и совсем черные, коротко остриженные волосы. Но при всем этом не было видно в ее лице жестокости а было какое-то осторожное, с хитринкой, недоумение, относящееся к ней самой…» (Лидия Михайловна)

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

1.Когда происходит действие рассказа?(Во время ВОВ)

2. Главный воспитательный метод Харлампия Диогеновича? (смех)

3. Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «черным лебедем»? (Почему Харлампий Диогенович назвал одного из учеников «черным лебедем»?)

4. Что общего было у Харлампия Диогеновича с Пифагором? (Происхождение и род занятий - оба были греками и математиками)

5. Как Харлампий Диогенович догадался, что герой рассказане готов к уроку? (Мальчик слишком оживленно

жестикулировал перед отличником Сахаровым, который решил задачу, и «обнаглев», вызвался провожать докторшу в 5 «А» класс, чтобы отсрочить наказание).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Приключений и фантастики».

Назовите произведение, в котором рассказывается о том, как ради покорения возлюбленной жених на самом необычном виде транспорта побывал в Петербурге на приеме у императрицы и раздобыл подарок невесте. (Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»).

Назовите имя героини, которая была сиротой, жила одна на вилле и предпочитала при болях в животе жевать горячую тряпку. (Пеппи Длинный Чулок).

Назовите поэму А.С.Пушкина, прочитав которую В.А.Жуковский, признанный в то время первым поэтом в России, подарил автору свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя» («Руслан и Людмила»).

Назовите сказку, где все герои фрукты и овощи, и в ней описываются их бесстрашные приключения. (Дж.Родари «Приключения Чипполино»).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Стихов любимейшие строчки».

Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: крое, крутя, завоет, дитя. (А.С.Пушкин «Зимний вечер»).

Из какого стихотворения эти строки?

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идешь…

Знаю: батька на сынишку издержал последний грош.

(Н.А.Некрасов «Школьник»)

Восстановите стихотворение по последним словам-рифмам: сырой, молодой, крылом, под окном (А.С.Пушкин «Узник»).

О каком стихотворении идет речь?

Поэта ссылали на Кавказ. Друзья решили проститься с ним. Он был тронут заботой близких людей. Стоя у окна, поэт написал это произведение и в тот же вечер по просьбе друзей прочитал его. Когда он закончил, глаза его были влажны от слез? (М.Ю.Лермонтов «Тучи».

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Музыка и книга».

В какой сказке говорится о художественном уровне вокально-инструментальных ансамблей «Гримм «Бременские музыканты»).

Какой герой любил сочинять песенки на все случаи жизни: сопелки, кричалки, ворчалки, считалки и т.д. (Винни- Пух).

Писатель Э.Успенский придумал Крокодила Гену, а кто из музыкантов научил этого персонажа петь? (В.Шаинский).

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Корзина с потерянными вещами».

У меня корзина есть.

В ней вещей не перечесть.

Тяжела и велика, вес ее полпуда.

Угадайте поскорей. Что в ней и откуда?

В сказке Г.Х. Андерсена лапландка использовала вместо нее вяленую треску. (Бумага).

Расколешь лед - возьмешь серебро.

Разрежешь серебро -возьмешь золото. (Яйцо).

Этот вкусный предмет уложил в гроб даже царевну (Яблоко).

Это богатырский предмет. Сейчас его можно встретить или в музее, или на страницах книг (Меч)

Команды за правильный ответ получают пазлы.

Станция «Актерское мастерство».

Команды показывают инсценированные отрывки из художественных произведений.(Дом. задание)

Команды за выступление получают пазлы.

Станция «Памятники литературным героям».

Книги многим не дают покоя. Литературные герои будоражат воображение художников, скульпторов. Многим литературным героям поставили они памятники. Предлагаю игру «Угадай-ка»- кому поставлен данный памятник?

1.Ханты-Мансийск. Памятник Ассоль

2.Ижевск. Памятник Крокодилу Гене.

3.Кемерово. Памятник доктору Айболиту.

4.Ростов. Памятник Буратино.

5.Кемерово. Памятник золотой рыбке.

6.Памятник Царевне Лягушке.

Станция конечная.

Команды по очереди отвечают на 10 вопросов.

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

Кто из сказочных героев любил поговорку: «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

Назовите героя французской сказки, который получил свое прозвище благодаря головному убору? (Красная Шапочка)

Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

Какой сказочный герой посадил деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай. (Буратино)

Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? (Волк)

Какое слово нужно было сложить Каю в сказке «Снежная королева» (Вечность)

Сколько произведений входит в «Повести Белкина» (Пять)

Из заработанных пазлов сложите и соберите высказывание: «Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку» М. Горький., недостающие фрагменты по смыслу попытайтесь восстановить. Побеждает та команда, которая более точно собрала предложение.

Рефлексия. Приём «Газета мнений». На плакате в свободной форме (в виде рисунка, слова или фразы) всем участникам предлагается выразить свои впечатления от мероприятия.

Например, «Чтение - вот лучшее умение!», «Книга - лучший друг». 15