Гарри Каспаров однажды назвал шахматы – муками для разума. Но увлекаются этой игрой люди уже как минимум полторы тысячи лет. Она прочно закрепились в культуре человечества и развивает тактику, логику, стратегию, комбинационное зрение, зрительную память. Для новичков создали немало приложений, где можно освоить шахматы практически с нуля, занимаясь прямо на своем телефоне. Возможно, с ними вы дойдете до высшего уровня мастерства и сможете играть в шахматы вслепую. А потом однажды побьете рекорд венгерского игрока Яноша Флеша, с закрытыми глазами выигравшего 32 из 52 партий, которые шли одновременно.

Шахматная тактика для начинающих

ChessKingразработали его на основе книги Сергея Иващенко «Учебник шахматных комбинаций». 1275 упражнений для тренировки по двенадцати темам. Занимайтесь сразу по всем или выбирайте в настройках и прорабатывайте конкретное направление: учиться делать двойной шах, мат ферзем, «съедать коня» и осваивать другие игровые ходы. Проходите те упражнения, где раньше допустили ошибку. Сложность заданий рассчитывается от десяти до девяноста.

Пока решаете задачу, компьютер будет подсказывать, насколько правильным был ваш ход в конкретной ситуации. Есть функция пошагового анализа игры. Оформлена программа просто и со вкусом. Полмиллиона скачиваний. Рейтинг 4,7.

Обучение шахматам – от простого к сложному

Еще одно обучающее приложение от ChessKing, где новичкам предлагают научиться играть профессионально и дойти до шахматиста 2 разряда. В курсе 100 шахматных тем. От легких (доска, простейшие окончания) до уровней, которые открываются после изучения основ (использование ошибок соперника, короткие партии и ловушки и т. д.). В программе работают подсказки. У приложения более 500 тысяч скачиваний. Рейтинг 4,6.

Шахматная стратегия для начинающих

Программа позиционирует себя как курс для тех, кто знаком с правилами, но не знает основные приемы игры. Тут можно изучить базовые законы эндшпиля, базовые тактики. Все темы прорабатывали мастера шахмат. Упражнения разбиты по уровням, можно постоянно оттачивать и повышать навык. В приложении по пять блоков теории и практики, в каждом по несколько подтем: законы пешечных окончаний, борьба за центр и другие. У приложения сто тысяч скачиваний. Средний рейтинг на Маркете - 4,6. Минус всех приложений от ChessKing – часть курса открывается только на платной основе.

ChessCoach / Шахматный тренер

«Испытания» поделены на три уровня: легкий, средний и сложный, по 10 упражнений в каждом. Раздел обновляют ежедневно. Каждый день за вход в игру начисляют десять монет. Можно их потратить на подсказки, одна стоит пять монет. Еще +1 монету можно заработать, решив задачу в испытаниях за 30 секунд. Есть тренировки на шах и мат – предлагают испытания на мат в один, два, три и более ходов. В разделе «Миттельшпиль» девять видов тренировок: двойной удар, уничтожение защиты, ловушка, вечный шах и другие. Все они тоже разбиты по уровням. У приложения десять тысяч скачиваний. Рейтинг 4,2.

Chess for kids – Play & Learn

Чтобы учиться тут, нужны минимальные знания английского языка. Хотя и без них разобраться, что к чему, несложно. Приложение разработали создатели популярного сайта для игры в шахматы Chess.com.

На начальном этапе придется решить несложные, но и непростые головоломки. Для дальнейшего обучения нужна регистрация. Также можно играть с роботами разных форматов, брать подсказки. Есть забавные ролики на 1-7 минут по шахматным фигурам, базовым ходам, захвате позиций соперника, выстраивании защиты, атаки и другим полезным приемам. Видео здесь подготовили для новичков, среднего и сложного уровней, выбирайте подходящий.

Бесплатное приложение 8-Queen

8 ферзей шахматисты считают полезной площадкой для обучения, понимания геометрии шахматной доски. Правила такие: на доску расставляют все ферзи так, чтобы они не нападали друг на друга. На первый взгляд просто, но новичку придется внимательно расставлять каждую фигуру, чтобы она не пересекалась по позициям с предыдущими и оставляла свободные клетки для следующих. Сложнее всего найти место оставшимся ферзям. Это учит просчитывать ходы. Еще такая тренировка поможет игроку в будущем видеть длинные ходы, понимать, где шахматам может угрожать опасность. В программе работает счетчик времени, неправильные ходы подсвечивают красным.

Ход конем: головоломка

Красочное оформление программы. Обучение начинается с маленьких площадок, подсказок, как пройти тур. Задача – собрать все монетки, выполняя ходы конем. Сначала игра идет только на зеленом поле, после появляются камни. На зеленую плитку можно наступать лишь дважды, иначе она разрушится и вы проиграете. На камни ставить коня можно сколько угодно. Постепенно площадь доски увеличивается, меняется ее форма. С повышением сложности уровней пользователь учится просчитывать наперед ходы конем, планировать игру.

Ход защиты

В игре три площадки: Лес, Плейвиль и Магическое дерево. Две последние локации откроются после прохождения всех этапов Леса. А выигрывать непросто, нужно продумывать каждый шаг, чтобы не дать сопернику выгнать вас с доски. Уже на третьем начальном уровне добавляются новые фигуры, игра становится сложнее и интереснее. Можно отменять ходы, смотреть решение уровня, если вам не удалось его пройти. В настройках – отключить звуки или поменять вид игры.

Незначительный минус – программа, видимо, неудачно переведена с английского – задачи в обучении написаны с ошибками, но это не сказывается на понимании сути. Приложение с забавными героями-шахматами, приятными фоновыми звуками, не-обычным оформлением – точно понравится детям и взрослым. Оценки пользователей такие: геймплей, графика – 4,5, управление – 4,4.

Tiny Battle Chess Free

Удивительная фэнтези игра с 3D-графикой. Здесь можно переключать уровни сложности, выбирать фигуры – орки, зомби, люди. А еще просматривать стандартные ходы оппонента – компьютер на начальных уровнях быстро выводит сильные фигуры, поэтому нередко, например, коня можно убить пешкой уже на 4-5 ходу. Яркостью и реалистичностью боев игра интересна детям, которые только учатся шахматам и не задерживаются на скучных программах-симуляторах. Более миллиона скачиваний. Рейтинг 4,3.

Одноходовки

Интерфейс очень простой. Сразу попадаете в игру, решаете задачу – нужно поставить мат в 1 ход. Всего упражнений тут 150, на каждое дается семь попыток. Правильный ход подсвечивает зеленым, неправильный – красным. Здесь нет подсказок, а задачи попадаются нелегкие, над некоторыми придется подумать не одну минуту.

В приложении всего три кнопки: настройки, информация, следующая задача. В информации прописаны ваши результаты. В настройках можно включить блокировку экрана с помощью игры – выбираете, сколько задач нужно решить, чтобы разблокировать телефон, устанавливаете число попыток, временной интервал до блокировки.

Чесифай: сканер, анализ, игра

Приложение может просканировать позиции на шахматной доске с другого устройства или носителя: экрана компьютера, планшета, телефона или фотографии, книги. Для анализа игры предлагают несколько движков (в основном, они отличаются по скорости). Можно посмотреть, как отсканированную партию проигрывает компьютер – так можно увидеть возможные сильные ходы. То есть программа даст вам подсказки для реальной игры с соперником.

Для тех, кто хочет научиться шахматам, отличная возможность анализировать любые варианты игры, учиться видеть ходы для себя и предугадывать планы соперника. Еще тут есть шахматные часы на одного и двух игроков. База данных с отсканированными досками.

Еще одно приложение, где собраны задачи. Стандартные упражнения на мат в один, два, три хода, несколько подборок заданий на тренировку комбинации двойного удара. Чтобы запустить программу, придется загрузить общую базу, потом – данные задач по группам. Немного неудобно, но при наличии интернета вопрос решается буквально за минуту. Лучше загрузить все необходимые разделы сразу. Интерфейс простой, но непривычный, кнопок в меню всего три. Тех, кто не обращает внимания на мелкие неудобства, ждут полторы тысячи задач разного уровня, на которых можно оттачивать навык. Задания, которые вы прошли, подсвечены зеленым, оставшиеся – красным. Геймплей и управление оценили на 4,4, графику – на 4,5.

Magnus Trainer

Тренировки для начинающих и опытных игроков от лучшего шахматиста мира, норвежца Магнуса Карлсена. Программа сразу протестирует вас, задав несколько простых вопросов, чтобы адаптировать курс под ваш уровень. Сложность можно поменять в настройках в любой момент. Только на первом этапе – 29 ступеней. Еще по тридцать – на следующих. Есть и основы с описаниями ходов шахмат. В разделах – тактика, базовые навыки, стратегия, дебют, эндшпиль, расчет и яркие моменты игр автора. Уроки основаны на известных партиях профессиональных игроков прошлых лет и даже веков. Автор на доске показывает сильные ходы и те, что ставят под угрозу ваши фигуры.

Минус – описания на английском языке. Можно прокачать иностранный или воспользоваться переводчиком.

Правила игры в шахматы для начинающих – первое знакомство с этой увлекательной игрой. Для взрослых и детей — в картинках.

Правила игры

Шахматы, это игра с участием двух человек. Фигуры в игре, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов.

Доска

Правое ближнее игровое поле у каждого игрока должно быть белым. Горизонтальные ряды нумеруются цифрами от 1 до 8, вертикальные обозначаются латинскими буквами от а до h. Поэтому можно быстро записывать ходы, любой партии, состоящих из букв и цифр.


Название шахматных фигур

Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:


Первый ход в партии делают белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Как ходят шахматные фигуры

Пешки

Пешки имеют право ходить только вперед. Бьют фигуры соперника по диагонали и становятся на место той фигуры, которую побили. В первоначальной позиции, пешка может ходить через одну клетку, или пойти только на следующую клетку вперед. В том случае, когда она уже находится в игре (то есть, делала ходы), то она может двигаться лишь на один квадрат вперед.


Например, пешка стоит на позиции-e2.После первого хода, который можно делать через одну клетку, пешка оказалась на- e4.

Ладья (тура)

Ладья ходит и бьет фигуры противника вперед или в боковом направлении. Строго по горизонтали или по вертикали. На любое доступное на доске количество клеток. Все фигурки убираются с доски, короля съесть нельзя, можно только объявить мат. Ладья может также перепрыгнуть собственного короля, но только во время рокировки. Символические обозначения ладьи – Л или R.


Ладья имеет право делать ходы в вертикальном и горизонтальном направлении, если на ее пути нет иных фигур. Условная стоимость ладьи – 5 пешек.
Так может ходить ладья.

Конь

У коня ход необычный: он подпрыгивает через остальные фигурки на две клетки и одну вбок, буквой «Г». Это единственная фигура на доске, которая в любой момент может перепрыгнуть через любую фигуру, свою или чужую.


Ходы конем из начального положения.

То есть, даже в полном окружении фигур соперника, конь теоретически может спастись, тогда как для других фигур окружение крайне плохо. Схема движения коня похожа на букву “Г”: две клетки вперёд, назад, вправо или влево, а затем одна клетка в сторону (показано на рисунке).

Офицер (слон)

Слон продвигается по диагонали на нужное количество клеток. Это, как правило, только клетки одного цвета. Потому, что это диагональ. Поэтому их называют чернопольным слоном или белопольным слоном.
Слон может преодолеть любое доступное количество клеток. Для краткости в записи эту фигуру обозначают С или В в английском варианте.


Шахматный слон ходит по диагонали.

Ферзь

Королева (ферзь). Сильнейшая фигура в шахматной игре, передвигаемая на любое число полей по прямой или по диагонали во всех направлениях. В начальной позиции ферзь всегда занимает клетку своего цвета, отсюда и выражение: «Ферзь любит свой цвет».

Существуют позиции, из которых ферзь может атаковать сразу до 27 клеток. В русских записях ферзю соответствует символ Ф, в английских – Q.


Ферзь является самой мощной фигурой в шахматах. Его условная стоимость – 8 пешек. В нем сочетается сила одновременно ладьи и слона. Ферзь может ходить по вертикали, диагонали и вертикали (в том случае, если на пути нет других фигур.

Король

Цель игры захватить короля.Поставить ему мат. Поэтому это самая весомая и значимая шахматная фигура. Король передвигается в любую сторону: прямо, в бок и по диагонали. Но, всего на один шажок.

Король не имеет права делать ходы на соседнее поле в том случае, если оно атакуется одной из фигур соперника, либо если на этом поле находится другая фигура одинакового с королем цвета.


Самой слабой, но весомой и значимой шахматной фигурой является король.

Шах

Шах – это нахождение короля под прямой атакой одной или нескольких фигур. Так как короля по правилам нельзя взять, то его хозяин должен следующим ходом уйти из-под удара.. Свои фигуры можно передвигать только для того, чтобы закрыть короля от шаха.

Пат

Патовая ситуация возникает тогда, когда король не находится под шахом, а играющий им игрок не может сделать по правилам ни одного хода (самому под шах короля ставить нельзя). В этой ситуации партию признают закончившейся вничью.

Мат

Наиболее частый результат шахматной партии. Король одного из соперников находится под атакой, которую нельзя отразить. Это — мат. Игрок такого короля проигрывает партию.

Игровые моменты

  • Партия может закончиться победой одного из соперников или вничью.
  • Шахматист может поставить сопернику мат.
  • Соперник может признать своё поражение, если ситуация кажется ему безнадёжной по причине большого урона.
  • На ничью игроки могут согласиться самостоятельно, но бывают и положения, когда они вынуждены это сделать. Если у одного играющего остался король и конь, а у другого король и слон, выиграть партию без грубой ошибки соперника невозможно.
  • На более высоком уровне ничью иногда фиксируют при троекратном повторении одних и тех же ходов.

Ну, а теперь попробуйте с компьютером.

На этот раз я хотел бы рассказать кое-что о шахматах. Многие из нас знают правила данной игры, но обычно этим всё и ограничивается. То есть человек знает лишь как ходит каждая фигура, и что такое мат королю (а что существует рокировка - вообще известно лишь избранным) .

Не так давно я заинтересовался шахматами чуть более серьезно (бесцельно передвигать фигуры стало неинтересно, да и не результативно). Пролистал пару книжек по стратегии и тактике, сыграл несколько сот партий и уже успел для себя вынести кое-какие уроки.

Прежде всего должен сказать, что если кто из вас захочет стать профессиональным игроком, ему придется долго и нудно заучивать дебюты (дебют - первые ходы партии, во время которых происходит вывод фигур и занятие начальной позиции для успешной атаки/защиты), различные позиции матования короля и прочую теорию.

Если же вы хотите просто научиться неплохо (выше среднего) играть в шахматы, выучить достаточно будет лишь основные принципы. Именно с ними я и хочу вас познакомить в этом посте.

Основные принципы стратегии и тактики в шахматах

1. Обязательно запомните ценность каждой фигуры:
ферзь - 9 очков
ладья - 5 очков
слон - 3 очка
конь - 3 очка
пешка - 1 очко

Эти цифры очень важно учитывать при размене фигур. Скажем, размен коня и слона на ладью невыгоден, а две ладьи преимущественно сильнее, чем ферзь. Однако всегда стоит учитывать текущую позицию. Если у вас есть слон, которому из-за своих и вражеских пешек просто некуда ходить - при первой возможности меняйте его на коня или подвижного слона противника. Особенно это относится к размену конь<->слон.

2. В дебюте старайтесь как можно скорее развить свои фигуры (вывести их на выгодные позиции, с которых «простреливается» большое пространство), а также занять пешками центр. Начинающим лучше начинать с хода пешкой e2-e4 за белых и отвечать e7-e5 за черных. Также советую всё-таки выучить хотя бы первые 5 ходов дебюта трех, четырех коней, венгерской защиты и прочих дебютов, начинающихся с e2-e4.

3. При первой же возможности (если в данный момент нет обостренной борьбы) делайте рокировку. Рокировка производится перемещением короля на две клетки вправо или влево, причем ладья, в сторону которой перемещается король, становится слева или справа от короля соответственно. Рокировка возможна только если король и соответствующая ладья не трогались с места, между ними нет фигур, а поля между ними не атакованы противником. Также рокировка невозможна во время шаха королю.

4. Учитесь правильно разменивать фигуры - не только по очкам. Скажем, если соперник развил коня, сделав им 2-3 или больше ходов, а вы побили его слоном, который до сих пор не делал ни одного хода, такой размен скорее всего будет выгодным, т. к. вы выигрываете темп (проще говоря, вы выигрываете по скорости в развитии).

5. Также выгодным может быть размен, при котором противник сдваивает пешки (скажем, конь был под защитой пешки, после взятия его слоном пешка берет коня и оказывается перед другой пешкой). За редкими исключением, двойные пешки негативно сказываются на позиции.

6. Внимательно следите за тем, куда ставите фигуры, где они оказываются в процессе размена. Старайтесь, чтобы фигура контролировала как можно большее количество полей (фигура контролирует те поля, которые находятся у неё под ударом, поле, на котором находится сама фигура, ею не контролируется). Так, например, коня, не стоит размещать у края доски, а слона загораживать пешками. Запомните, что конь сильнее всего в центре доски, слоны на открытых диагоналях (чем длиннее диагональ, тем лучше), а ладьи - на открытых и полуоткрытых вертикалях (когда на пути нет ни одной пешки, либо же только пешка противника).

7. По возможности старайтесь продвинуть свои пешки поближе к лагерю противника, это стеснит его позиции. Однако не забывайте о защите короля - если вы откроете его для шаха, потом можете сильно потерять в темпе.

8. Старайтесь заполучать проходные пешки (у которых ни на пути, ни на соседних вертикалях нет вражеских пешек) - помните, что это большая угроза для противника (пешка, дойдя до конца доски, может превратиться в любую фигуру), и порой пешка легко связывает одну из фигур противника, которая вынуждена будет её блокировать.

9. В эндшпиле (стадия, когда большинство фигур уже разменяно) ни в коем случае не забывайте о короле - он легко может защищать свои фигуры, атаковать вражеские и будет хорошим подспорьем в атаке или продвижении пешек в ферзи.

10. Старайтесь думать хотя бы на ход вперед (ходом считается перемещение белой и затем черной фигуры, т. е. два полу-хода). Если какая-то из фигур находится под ударом, немедленно подсчитайте количество атакующих и защитников, чтобы выяснить, кому будет выгоден размен в случае её взятия.

11. После каждого хода противника анализируйте изменение позиции - какие ваши фигуры оказались под ударом, какие фигуры противника ослабились, немедленно принимайте соответствующие меры. Помните, что внимательность в шахматах просто необходима . Кстати, самая распространенная ошибка новичков: они часто обращают внимание лишь на то, какие фигуры оказались под ударом только что походившей фигуры, но не обращают внимание на т. н. вскрытое нападение . Например, если пешка походила и открыла слона, который теперь атакует ферзя.

12. Особое внимание уделите таким комбинациям и приемам, как вилка (нападение фигурой сразу на две вражеских), вскрытое нападение (см. выше), вскрытый шах (например, слон, нападая на ферзя, открывает ладью, которая тут же ставит шах королю - так можно забрать вражеского ферзя), двойной шах и т. п. Также внимательно следите за тем, чтобы противник сам не поставил вам вилку. Особенно грозными являются вилки конем (т. к. в данном случае закрыться от нападения невозможно), в частности на полях с7, f7 и c2, f2.

13. Обязательно научитесь из любой позиции ставить мат (одному королю) королем и ферзем, королем и ладьей, и, желательно, двумя слонами (хотя такая позиция возникает довольно редко, да и мат поставить тут весьма непросто). Для этого посмотрите ниже видеоуроки Евгения Гриниса.

14. Обязательно разучите варианты «детского мата» и правильную реакцию на попытку его поставить (также есть в уроках Евгения Гриниса).

15. Всегда рассматривайте текущую возможность объявить шах королю - оцените, на какие фигуры можно напасть одновременно с шахом (возможно, из них имеются незащищенные), возможную реакцию противника - выиграете ли вы позицию или темп при наиболее вероятном ответе противника.

16. Помните, что один из наиболее мощных приёмов в шахматах - это ходы, преследующие несколько целей сразу, например, нападение на сразу две незащищенных фигуры, нападение+вскрытое нападение, размен неэффективной фигуры и открытие пространства для рокировки и т. д. Таким образом вы можете выиграть либо материал, либо темп, либо и то и другое сразу.

Вот, в общем-то и всё, для начала вполне достаточно. Используя эти советы, вы легко сможете выиграть у неподготовленного противника, а то и потягаться с кем-то более опытным.

И всё же важно понимать, что недооценивать опыт нельзя ни в коем случае. Чем больше партий вы сыграете, тем лучше отработаете вышеописанные принципы, тем больше позиций и комбинаций запомните (не обязательно их зазубривать, многие комбинации запоминаются сами собой, когда разыгрываете их достаточное количество раз). Играть можно как с другими людьми, так и с компьютером. Надо отметить, что с людьми играть намного интереснее, ведь тут большую роль играет психологический фактор (например, человеку можно поставить ловушку с приманкой, с компьютером же такое не пройдет).

Для тех, кто хочет чуть более углубиться в изучение шахмат, я выкладываю два учебника Яссера Сейравана - один по стратегии, второй по тактике.

Видеоуроки от Евгения Гриниса

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 1. Правила шахмат. Сравнительная ценность шахматных фигур

Шахматы для начинающих. Основы шахмат 2. Мат одинокому королю

Шахматы для начинающих. Компьютер играет без ферзя и двух ладей

Шахматы. Теория дебютов 1. Защита Филидора, Дебют Понциани (в начале видео рассказывается о «детском мате»)

Информация от спонсора

Друг Вокруг: популярный мессенджер. Теперь стало возможным установить программу Друг вокруг на компьютер под управлением операционной системы Windows.

Шахматы… Есть ли те, кто не слышал название этой игры? Думаю, нет. Многие видели доску с клетками, умное и сосредоточенное выражение лица игроков, которые по очереди двигают разными фигурками в надежде выиграть у противника, сказав такое долгожданное слово «мат». Давайте же познакомимся с этой игрой поближе.

Это игра, которая ведется на 64-х клеточной доске с 16-ю белых и 16-ю черных фигур, которая развивает тактические возможности, стратегическое мышление, комбинационное зрение, зрительную память и многое другое. Шахматы основываются на логическом мышлении, так как во время партии Вы сосредоточены на поиске оптимальных решений сложившейся ситуации на доске и предугадыванием ходов соперника для собственного выгодного расположения фигур. Таким образом, развитая логика даст возможность Вам находить причинно-следственную связь и отыскивать саму суть тех или иных вещей. Это поможет Вам выделяться в обществе своей дальновидностью и быть прагматичным. Помимо этого, развитие интеллектуальных способностей Вам гарантированно!

Само название игры состоит из двух слов персидского языка – «шах» и «мат», что, в свою очередь, означает только одно - «король умер». Что касается истории, то данные располагают, что игра под названием шахматы родом из Индии и довольно таки стара – ей не меньше 1500 тысяч лет (внушительная цифра, не правда ли?).

Доска и свойства фигур

Шахматы – игра настольная, поэтому все действия происходят на доске, которая поделена на клетки, или, другими словами, поля – 8 × 8. Ряды по вертикали (поля, которые находятся внизу и вверху от Вас на доске) обозначаются буквами латинского алфавита начиная от «a»и до «h», располагаясь слева направо. Ряды же горизонтальные (находятся справа и слева от Вас) обозначены цифрами от 1 до 8 – единица находиться внизу, а все цифры от нее идут к верху, аж до самой восьмерки на верху.

Игра начинается с того, что у каждого из шахматистов одинаковое количество фигур, которые стоят в определенном порядке. У игроков такие наборы фигур: король, ферзь, две ладьи, пара слонов, два коня и восемь пешек окрашены в тот цвет, который представляет шахматист (белый или черный). Фигуры размещены в таком порядке, как показано на рисунку ниже.

Ходы

Первыми всегда ходят белые – поэтому ход делает тот игрок, кто владеет фигурами именно такого цвета. Как же ходит каждая из упомянутых выше фигур? Остановимся на этом подробней:

  • ходить можно на клетку, которая не занята своей фигурой или же становиться вместо чужой, предварительно «убив» ее;
  • король может ходить на одну клетку в трех направлениях: горизонтально, вертикально и по диагонали;
  • ферзь идет по тем же трем направлениям, но имея свободу в передвижении, не ограничиваясь одной клеткой, а имеет все пространство в распоряжении;
  • ладья – ход на любое расстояние но только в двух направлениях: горизонтально и вертикально;
  • слон – неограниченность хода только в одном направлении – диагональ;
  • конь ходит на клетку, которая находится на расстоянии 2-х по вертикали и 1-й по горизонтали или 1-й по вертикали и 2-х по горизонтали от своего положения (буквой «Г») и имеет свою уникальную возможность – перепрыгивать все (как свои, так и чужие) фигуры и становиться на любую клетку;
  • пешка имеет возможность направляться на одну клетку доски вперед по вертикали, а при взятии другой фигуры на одну клетку по диагонали. Если пешка (при самом начале игры) не делала еще ни одного хода, то она имеет возможность сделать ход на две клетки вперед по вертикали. Еще одна возможность пешки - это трансформация в любую фигуру, если она дошла до последней горизонтали противника.

Ситуации в шахматной партии

  • шах – это ситуация, когда король стоит под ударом любой из фигур и обязан устранить данную ситуацию ближайшем же ходом для возможности продолжать игру;
  • мат – игроку невозможно никаким ходом предотвратить поставленный шах и король оказывается «убитым». При этом противник, который сумел «убить» короля, произносит фразу «шах и мат» - это является целью игры;
  • пат – ситуация, когда игрок при своей очереди хода не может сделать ход, который бы соответствовал правилам, но при этом король не находится под шахом.

Советы тем, кто хочет научиться самостоятельно играть в шахматы с нуля

  • всегда анализируйте все происходящее на доске – помните, что не только Вы, но и Ваш соперник имеет стратегию и большинство (если не каждый) его ход направлен на угрозу Вашему королю, поэтому стремитесь предугадывать ходы и быть сосредоточенным;
  • не спешите ставить «шах», лишь бы чаще произносить эту фразу. Будет более уместно, если Вы будете подходить к атаке не единой фигурой, а комплексно, продумав варианты «бегства» короля противника и создав уже там свою «засаду»;
  • понимайте ценность каждой из фигур и имейте ввиду, что суть игры поставить «мат» королю, а не перебить, ценой и собственных потерь, чужие фигуры;
  • здесь совет, сродни такому виду спорта, как бокс и многие другие – старайтесь контролировать центр, именно в этой части доски происходят все важнейшие события, которые зачастую имеют решающие значение;
  • имейте ввиду, что охрана короля имеет важное значение в игре, потому что без надежной защиты невозможно полноценно идти в атаку на противника;
  • после того, как Вы окрепнете тактично, практикуйте – играйте вместе с знакомыми, друзьями, родителями, изучая различные ситуации в «живой» игре, и самое главное… не забывайте наслаждаться игрой, испытывая на себе как радость побед, так и горечь поражений, которые превращаются в неоцененный опыт и основу для будущих побед.

Надеюсь, что мы ответила на ваш вопрос, как быстро научиться правильно играть в шахматы для начинающих. Читайте дополнительную литературу и всё у вас получится!

Не многие начинающие шахматисты знают, что и профессионалы допускают грубые ошибки и зевки. Топовые шахматисты ошибаются, что вполне логично, при игре в блиц, когда нет времени на обдумывание. Что касается начинающих, то они допускают ошибки и в партиях с неограниченным количеством времени (игра без часов).

Чтобы уменьшить количество проигрышей, следуют следовать трём правилам из книги Дмитрия Лугового «Как научиться играть в шахматы за 30 минут!»:

  1. Перед тем, как сделать свой ход, подумайте над предыдущим ходом соперника – для чего он был сделан? Есть ли какая-то угроза для вас? Старайтесь понять его смысл. Это убережет вас от массы ненужных ошибок!
  2. Перед каждым своим ходом, даже если вы на 100% уверены в его правильности, ход кажется очевидным или единственным – подумайте как минимум минуту. 50% всех ошибок делается именно из-за поспешности!
  3. Думайте не только за себя, но и за соперника, пытайтесь предугадать его будущие действия – это позволит вам раскрыть его замыслы и принять меры.

Давайте, более подробно, поговорим о третьем правиле. Многие шахматисты, в разгар сражения, настолько увлекаются реализацией своего плана, что «забывают» о противнике. Такая забывчивость, зачастую приводит к неожиданному мату. По этому поводу будут уместны две цитаты:

«Партнер тоже имеет право на существование».

Савелий Тартаковер

«Если не следить за тем, что делает противник, то придется жаловаться на невезение после каждой партии».

Виктор Корчной

Как обдумывают ход чемпионы

Посмотрите запись дружеской блиц-партии между Анатолием Карповым и Михаилом Талем — особое внимание уделите тому, как они озвучивают свои размышления во время партии.

Как видно из сюжета, профессионалы просчитывают не только свои ходы, но и возможные ответы противника — только таким образом можно избегать неудачных ходов.

Примеры партий проигранных из-за невнимательности

Очень часто, шахматисты-любители, нарушают первое правило из перечисленных выше, т.е. попросту «забывают о противнике».

Chriselevator — Пупкин (1-0)

Партия для Пупкина развивалась благополучно — на королевский гамбит он ответил и в эндшпиле все шло к победе чёрных. Более того, времени у игроков оставалось более чем по 10 минут — спешить не было необходимости. Тем не менее, Пупкин поспешил и после своего последнего хода Bxf3 получил мат Rd8#.

Чтобы избежать мата, чёрным необходимо сделать ход конем Ne7. При правильной игре, позиция чёрных абсолютно выигрышная 21… Ne7 22. Rd3 Bxf3 23. e4 Bh1 24. b4 Rg6 25. Be5 $17

Devi81 — Пупкин (1-0)

Если не делать правильных выводов, то шанс наступить на одни и те же грабли достаточно велик. В очередной раз Пупкин просмотрел западню и получил вполне заслуженный мат.

Может показаться забавным то, что в очередной раз был применен контргамбит Альбина. Может это неудачный дебют за чёрных или просто элементарная невнимательность? Правильный ответ — невнимательность. Контргамбит Альбина — вполне приемлемый ответ на королевский гамбит, если вы играете с игроками невысокого уровня. Несколько удачных примеров применения этого дебюта, вы найдете в статье .

Заметим, что в двух, вышерассмотренных партиях, черные могли бы существенно обострить игру, если бы играли правильно. Четверным ходом необходимо было ходить не Nf3, а Bb4+.

Пупкин — Mustafghan (1-0)

На ход e4, черные ответили d5 — . Ошибки, как это и случается в партиях новичков, допускали оба игрока. Однако Mustafghan (США), через чур увлекся своей атакой и не уделил должного внимания угрозам возникшим со стороны белых.

Литература

Для тех любителей шахмат, которые хотят мыслить не только за себя, но и за противника, мы предлагаем изучить двухтомник выдающегося шахматного тренера Марка Дворецкого «Помни о сопернике!».

Двухтомник «Помни о сопернике!» - шахматный практикум, сборник упражнений из уникальной картотеки заслуженного тренера СССР, России и Грузии Марка Дворецкого.

Впервые в отечественной литературе издание всецело посвящено очень важной для шахматиста-практика теме - вниманию к возможностям соперника.

Каждая из четырех частей сборника состоит из теоретического раздела, заданий и ответов на них с подробным анализом и комментариями. Тщательно подобранные упражнения учат умению мыслить не только за себя, но и за партнера, учитывать все его ресурсы - как бы ставить себя на его место. Без развития этого навыка, «хромающего» даже у многих гроссмейстеров, рост шахматной силы невозможен.

Нет похожих записей