Кирсанова Елена Ивановна ,
заместитель директора по работе с детьми
МБУК ЦБС г. Таганрога

«Подростки нуждаются в особом внимании, поскольку в этом возрасте многие из них перестают читать. Задача библиотекарей и других специалистов, осведомленных об этой особенности психического и эмоционального развития ребенка, заключается в том, чтобы предоставить юному читателю широкий спектр книжной продукции, отвечающий его меняющимся интересам». (Права читателей.Международный книжный комитет и Международная ассоциация издателей. 1992).

Подростки это совершенно особая категория читателей, им свойственно стремление к постоянным переменам, новым впечатлениям, сильным эмоциям. Традиционные формы работы с современными подростками не всегда эффективны и привлекательны. Что мы можем им предложить?

Новая форма должна быть и увлекательной и познавательной, содержать элементы соревнования, возможность творчески проявить себя, работать индивидуально и в команде, иначе говоря, быть одновременно предельно разнообразной и целостной. Этим критериям в полной мере отвечает так называемый «квест» или «игра-поиск».

Что такое «квест»? Очевидно, что в русский язык слово «квест» пришло из английского («quest» - «поиск»). Само это понятие происходит из средневековой литературы, где оно обозначало долгое и трудное путешествие героя, чаще всего рыцаря, за каким-либо предметом, обычно волшебным. На пути героя встречались многочисленные препятствия, которые он преодолевал благодаря своим физическим возможностям, интеллектуальным способностям или при помощи друзей.

Игра-поиск, стала реализованным совместным проектом Центральной городской детской библиотеки имени М. Горького, Мариинской гимназии и автора книги «Были-небыли Таганрога» И. Пащенко. Она включала в себя несколько этапов и проходила с 1-го по 13 ноября.

Цель: Формирование патриотического сознания учащихся и их чувства гордости за свою малую Родину.

Уникальное историческое наследие города даёт бесценный материал не только для нынешнего осмысления, но и для его развития в будущем. Именно на будущее в самом широком смысле слова была ориентирована историко-литературная квест-игра «Таганрог - неразгаданный город России», которая предоставила школьникам замечательную возможность еще раз обратиться к истории России через историю родного города, ставшего более 300 лет назад форпостом расширения и укрепления Российской империи.

Задачи:

Расширить знания учащихся о прошлом и настоящем г. Таганрога.

Формировать у учащихся навыки поиска полезной информации на различных носителях, ее обработки и использования.

Содействовать становлению у подростков эстетических и нравственных ценностей.

Способствовать развитию творческих способностей школьников, коммуникативности, умению взаимодействовать в команде.

Укрепить и расширить творческое сотрудничество ЦГДБ им. М. Горького с образовательными и культурными учреждениями и организациями города.

Целевые группы:

Учащиеся 8-9 классов Мариинской гимназии.

Партнерские организации:

  1. Таганрогский государственный литературный и историко-архитектурный музей-заповедник.
  2. Таганрогское благочиние Ростовской-на-Дону епархии.
  3. Дворец молодежи г. Таганрога.
  4. МОБУДОД Городская музыкальная школа им. П.И. Чайковского.
  5. Гостиница «Бристоль».
  6. Театральная студия «СаД»
  7. Газета «Таганрогская правда», 5ТНТ, 23 канал ТВ.

Этапы проекта:

- первый этап - подготовительный (сентябрь-октябрь) : Проведению квеста предшествовала большая работа: организационная и творческая. На базе ЦГДБ им. М. Горького создана рабочая группа единомышленников в которую вошли представители ЦГДБ им. Горького, заведующий школьной библиотекой Мариинской гимназии И. Ковалик, автор «Былей-небылей Таганрога» И. Пащенко. В течение двух месяцев рабочая группа еженедельно собиралась в библиотеке. Рабочая группа разрабатывает сценарий, задания и условия выполнения заданий квест-игры, составляет рекомендательный список краеведческой литературы, маршрутные листы, формирует состав экспертного совета критерии оценок, формирует команды участников, проводит ознакомление участников с условиями игры, занимается решением других организационных вопросов. В первую очередь - это договоренности с теми учреждениями, которые станут объектами игры: гостиница «Бристоль», Краеведческий музей, домик Чехова, Никольский храм, а также участники основного этапа игры: Дворец молодежи г. Таганрога, городская музыкальная школа имени Чайковского, театральная студия «СаД». Одновременно идет поиск спонсоров.

Всю литературную часть игры: «послания императоров», «указ» дополнительные вопросы, задания условия выполнения заданий квест-игры, - взял на себя и талантливо реализовал литератор И. Пащенко. Суть квеста на первом этапе заключалась в последовательном поиске зашифрованных объектов в исторической части города, где были спрятаны пазлы герба Таганрога разных эпох и решении дополнительных вопросов-загадок по истории города для дополнительных баллов. Победителем этого этапа становилась команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Участники игры - 4 команды учащихся 8-9 классов Мариинской гимназии - начинают квест в читальном зале библиотеки, где настроение загадочности и необычности действия, для них создавал блистательный музыкальный коллектив под руководством Н.Н. Шмелева. (учащиеся музыкальной школы) Команды получили сундучок с письмами от таинственного посланника императоров России, чьи судьбы пересекались с судьбой Таганрога: Петра I, Екатерины Великой, Александра I и Александра II. Командам выдаются конверты с первым заданием-письмом (большой конверт), разгадав которое участники определят эпоху и имя императора, «автора» письма (Петр I, Екатерина II, Александр I, Александр II), определяют направления своих маршрутов (улицы в городе, связанные с данной эпохой и именем императора).

Отгадав следующее задание (маленький конверт) команда выявляет объект архитектуры, необходимый для дальнейшего поиска и далее следующие точки маршрута. На каждой точке маршрута участники игры, чтобы двигаться далее самостоятельно находят необходимую информацию и часть пазла. Для поиска ответов на вопросы разрешалось использовать любые справочные источники, включая мобильный Интернет. В итоге команда должна собрать из пазлов герб Таганрога. Весь маршрут команда фиксирует на фото и видео (по возможности).

Каждую команду сопровождают по одному представителю от ЦГДБ им. М. Горького и Мариинской гимназии, которые контролируют самостоятельность работы команд, фиксирует в маршрутном листе набранные баллы и штрафные очки, отвечают за безопасность движения учащихся.

Схематически маршрут выглядит так:

СТАРТ (ЦГДБ им.М.Горького)---ДВИЖЕНИЕ по исторической улице-загадке---ОСТАНОВКА (Архитектурный объект)----ДВИЖЕНИЕ к историческому памятнику----ОСТАНОВКА (Памятник)---ДВИЖЕНИЕ на конечную точку маршрута----ФИНИШ (Флеш-моб на площади)

Больше всего эмоций эта игра вызвала у ребят-участников, которые с горящими от азарта глазами решали каверзные вопросы-загадки, проводили сбор исторической информации и складывали пазлы гербов Таганрога разных эпох, найденные в потаенных местах. Думается, этот солнечный осенний день когда-нибудь станет для них одним из самых ярких воспоминаний детства.

Завершился этот этап игры совместным флеш-мобом с танцевальным коллективом Дворца молодежи города на конечной точке маршрута - Октябрьской площади.

В течение последующих дней ребята с большим вдохновением творчески перерабатывали и оформляли те исторические факты и материалы, которые им удалось собрать на маршрутах, т.к. именно от этого зависела итоговая сумма всех набранных баллов.

Экспертный совет рассматривает, анализирует и оценивает предоставленные командами материалы второго этапа и третьего этапа;

Оценочные критерии квест - игры:

  1. Прохождение команды по маршруту игры оценивается в соответствии с Приложением 1.
  2. Защита проектов оценивается по следующим критериям:

Соответствие цели, задачам квест-игры;

Креативность, творческий подход к изложению и подаче материала;

Соответствие проекта историческим фактам;

Эстетическое оформление работы;

13 ноября в Центральной детской библиотеке прошел итоговый этап квеста - представление и защита оригинальных электронных презентаций-отчетов команд-участниц. При этом каждая презентация была неповторима, интересна и по достоинству оценена компетентным жюри. Вердикт жюри зачитал великий государь Петр Алексеевич, в роли которого убедительно выступилактер молодежного театра «Сад» М. Лебедь.Команды получили в награду «Благодарственные письма» МБУК ЦБС г.Таганрога, призы и подарки.

Результаты:

Подводя итоги первого в Таганроге библиотечного квеста, нельзя не отметить, что организация и проведение библиотеками разных ведомств подобного рода мероприятий, их содружество с талантливыми литераторами, историками, другими заинтересованными лицами дает убедительный импульс к изучению подростками родной истории через «живое» общение с ней, формированию настоящих исследователей-краеведов, которым в будущем, возможно, удастся вписать новые страницы в летопись Таганрога.

  1. Активизации интереса у подростков к истории малой родины, к учреждениям, занимающимся сохранением культурного наследия города;
  2. Развитию коммуникативных навыков и творческих способностей у подростков, умению находить полезную информацию, как из традиционных, так и нетрадиционных источников.
  3. Более тесному творческому взаимодействию между образовательными, культурными и иными учреждениями и организациями города, не равнодушными к проблемам детства.

Квест - (англ. quest), или приключенческая игра (англ. adventure game) — один из основных жанров компьютерных игр, представляющий собой интерактивную историю с главным героем, управляемым игроком. Важнейшими элементами игры в жанре квеста являются собственно повествование и обследование мира, а ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий .

Сегодня квесты перестали быть деталью компьютерных игр. Их проводят в реальности по определенным правилам и сценарию специальные организации, специализирующиеся на квестах, библиотечные, образовательные, культурные учреждения.

Квест в реальности — это развлекательная игра для команды из нескольких человек, в специально подготовленном помещении. Для его прохождения необходимо применять логику, ловкость, координацию, умение работать в команде.

Живой квест — это салонная детективная игра. Участники оказываются в ситуации, в которой перед ними стоит общая цель — поиски убийцы, борьба за сокровища, раскрытие тайны, спасение от бедствия. Каждый из участников получает индивидуальную роль в этой ситуации, а также свои индивидуальные цели, иногда даже идущие вразрез с общей — например, вернуть возлюбленного или узнать о предательстве, восстановить справедливость или, наоборот, замести следы преступления. Наличие нескольких целей обеспечивает разноплановость игры. Игрок сам может определять, какая цель для него первоочерёдная. Суть игры — выполнить как можно больше целей .

В квест-индустрии существуют свои жанры :

1. Эскейп-рум или как выбраться из комнаты. Команда заперта в помещении. Используя многочисленные подсказки и вспомогательные средства (которые необходимо найти), участники должны за ограниченное время выбраться наружу. Обычно на это дается всего один час.

2. Квест в реальности (живой квест). В отличие от классического эскейпа, здесь необязательно искать выход. Игроки могут спасать вселенную, защищать кольцо всевластия от посягательств темных сил. Выполняя задания, игроки проживают ситуацию максимально близко к сценарию.

3. Квест-перформанс. Этот жанр подразумевает присутствие в комнате актеров, которые могут направлять игровой процесс в ту или иную сторону. Они могут помогать, или наоборот, мешать выполнять задания.

4. Экшн Игра или спортивный квест. В этом жанре всевозможные полосы препятствий, погони, силовые задачи гармонично сочетается с необходимостью мгновенно решать логические задачи, подключая к их решению всю команду.

Библиотечный квест – игра для нескольких человек, как правило, основанная на одном или нескольких художественных произведениях, имеющая сценарий, маршрут и определенные правила. Нередко библиотеками проводятся краеведческие квесты, каждая остановка в маршруте которых соответствует памятному месту, достопримечательности города или населенного пункта. Такая игра в интересной форме по-новому рассказывает о городе, краеведческой литературе.

Цель библиотечного квеста: продвижение книги и чтения в молодежной среде креативными средствами.


Методика организации и проведения квеста в библиотеке:

1.Выбор идеи/темы квеста.

2.Разработка концепции игры, легенды.

3.Составление сценария, заданий

4.Определяется состав участников и сотрудников (инициативной группы), ответственных за маршруты.

5.Составляется общая карта игры, проводится окончательная редакция

7.Внутреннее оформление помещения библиотеки в соответствии с выбранной темой.

8. Проведение игры.

В качестве призов (бонусов) могут быть как традиционные для таких мероприятий книги, диски, фирменные блокноты, ручки, сладкие подарки, так и креативные: «карта сокровищ», собранная после прохождения квеста, фотография в костюме, с героями квеста (при наличии технических возможностей).

Сценарий библиотечного квеста

Сценарий объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания. Игра может проходить в форме театрализации, экскурсии, маршрута (в этом случае составляется маршрутный лист или карта) или объединять все названные варианты. Сюжет квеста (легенда) объединяет задания, героев, оформление. Итогом игры может быть составление карты, пазла, фразы, накопление баллов или артефактов.

Задания могут быть разноплановыми, в зависимости от центральной, объединяющей игру, легенды:

Интеллектуальные (знание текста определенного произведения, разгадывание кроссворда, головоломки, ребуса, детективной задачи, шифра);

Ориентировочные (найти подсказку, выход, маршрут на карте, место в книге);

Технические (собрать что-либо, например, макет, письмо);

Спортивные (допрыгнуть до чего-либо, попасть в цель, пройти сквозь «охранные лучи», не задев их;

Творческие (составить коллаж персонажа, эпохи, нарисовать книжную обложку).

Правила прохождения квеста варьируются организаторами и оглашаются до начала проведения игры:

1.Игра начинается одновременно для всех участников по какому-то условному знаку (слово ведущей, удар гонга, взмах флажка). Далее озвучивается легенда, где уже могут быть подсказки, раздаются (при необходимости) маршрутные листы, карты, фрагмент пазла или фразы.

2.Контроль прохождения заданий устанавливается ведущей или отметкой в карте, путевом листе, карточке участника.

3.За нарушение правил игры, отклонения от маршрута, команды полагается штраф – дополнительный вопрос (задание), наделение участника игровыми функциями (например, роль совы, почтового голубя) или исключение из игры.

4.Окончанием игры является прибытие первой или последней команды на конечный пункт и оценка результатов или удар гонга, извещающий, что время закончилось (в этом случае подсчет баллов/ результатов производится, исходя из сделанного на настоящий момент).


Примеры библиотечных квестов

Библиоквест «Прогулки во времени» Межпоселенческой библиотеки Темрюкского района Краснодарского края. Сквозной темой квеста стал «Переход времени». Две команды «Легенда» и «Поколение XXI века по условиям игры собирали ключевую фразу, последовательно двигаясь по этапам, выполняя при этом различные задания: активные, логические, поисковые. Так, на этапе «Библиотека», командам, для того чтобы собрать фрагменты ключевой фразы, необходимо было пройти несколько творческих испытаний, используя при этом поиск книг по традиционному и электронному каталогу, задействовать Интернет-источники, электронные энциклопедии и другие технические возможности библиотеки. Задания проходили в библиотеке, у кинотеатра «Тамань», в сквере им. А.Ф. Куемжиева, у дуба, посаженного около библиотеки. Все задания были связаны с книгой, библиотекой и временем. Со сценарием и заданиями можно ознакомиться, пройдя по ссылке: http://www.bibliotemryuk.ru/struktura-biblioteki/metodiko-bibliograficheskiy-otdel/metodicheskaya-kopilka/metodicheskaya-kopilka_58.html .

Центральная библиотека г. Анива провела хоррор-квест «После заката: сумерки в библиотеке» в рамках «Библионочи». Участникам предлагалось пройти вместе с ведущим - сталкером по мрачным лабиринтам, оформленным по мотивам книг жанра «хоррор». Сквозная идея мероприятия, - по ночам в библиотеке оживают персонажи, и не все из них – добропорядочные и человеколюбивые граждане Книжной страны. Чтобы с честью выйти из Книжных лабиринтов, предлагалось выполнить необычные задания. Со сценарием можно ознакомиться по ссылке: http://www.anivalib.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=139:2011-11-07-01-39-01&catid=10:profi&Itemid=26 .

Новая форма – веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают читатели, выполняя ту или иную задачу. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в культурно-досуговое или образовательное пространство пользователя. Они охватывают отдельную проблему (например, нравственного выбора), область знания (например, астрономию), книгу, серию книг или объединяют несколько направлений.


Результат веб-квеста – сайт, блог или страница в социальной сети, на которых публикуются работы участников.

Веб-квест должен иметь :

Вступление, где четко описаны главные роли участников (например, "Ты - детектив, пытающийся разгадать загадку таинственного происшествия" и пр.) или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

Центральное задание, которое понятно, интересно и выполнимо. Результат должен быть четко определен (например, задана серия вопросов, на которые нужно найти ответы, прописана проблема, которую нужно решить, определена позиция, которая должна быть защищена, и указана другая деятельность, которая направлена на переработку и представление результатов, исходя из собранной информации);

Список информационных ресурсов (в электронном виде - на компакт-дисках, видео и аудио носителях, в бумажном виде, ссылки на ресурсы в Интернет, адреса веб-сайтов по теме), необходимых для выполнения задания. Список должен быть аннотированным.

Описание процедуры работы, которую необходимо выполнить каждому участнику при самостоятельном выполнении задания (этапы).

Руководство к действиям (как организовать и представить собранную информацию), которое может быть представлено в виде направляющих вопросов, организующих работу (например, связанных с определением временных рамок, общей концепцией, рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц – во избежание технических трудностей при создании ими самостоятельных страничек как результата);

Заключение, в котором суммируется опыт, который получен читателями в результате прохождения веб-квеста.

Примеры веб-квестов:

«Орфографиада. Путешествие во времени» - веб-квест Запорожской гимназии № 47 проходил по следующей схеме: участникам необходимо зарегистрироваться, выбрать одну из предложенных ролей (грамотеи, знатоки, лингвисты, книголюбы), от лица которой они будут проходить квест и по этому принципу объединиться в группы. Далее необходимо выполнить занятия, причем каждый член группы отвечает на вопрос по конкретной, своей теме, что экономит время. На выполнение каждого задания дается 4 дня, на последнее, одинаковое для всех групп – 2 дня. Результаты игроки отправляют на электронную почту организатора и размещают информацию на странице своей группы в блоге "Путешествие во времени". Отметка о выполнении заданий заносится в Журнал путешествия. Выполнив все задания, участники получают шифр-пропуск, разгадав который, попадают на слет путешественников в стране Орфографии .

Веб-квест «Сказки Пушкина в XXI веке» библиотеки МАОУ «Лингвистический лицей № 25» основан на предположении, заключающемся в следующем: в современном обществе умение школьников читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Проект направлен на развитие у учащихся навыков смыслового чтения. При помощи системы вопросов и творческих заданий учащимся предлагается неоднократно перечитывать и просматривать тексты сказок А.С.Пушкина по разным основаниям: во время чтения по ролям, в поисках нужного фрагмента, для подтверждения своего ответа . С помощью современных технологий проект привлекает внимание к пониманию художественного текста.

Квест-игра «По дорогам приключений»

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Игра рассчитана на учащихся 5-6 классов.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды, пазлы, вещи для «Бюро находок», призы (желательно- сладкий приз)

Маршрутный лист (выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями) каждой команде выдается с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд. Правильные ответы фиксируются членами жюри в маршрутном листе каждой команды.

Станции расположены в разных уголках школы: в библиотеке, в кабинетах, рекреациях, в спортивном зале, в актовом зале.

На каждой станции участникам даются слова, из которых они впоследствии должны составить пословицу. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов по итогам игры и сложившая из слов пословицу раньше других.

Время нахождения на станциях ограничено – не более 5 минут.

ХОД ИГРЫ.

Этап первый.

Учащиеся получают задание: подготовить название команды, девиз. В названии и девизе должны присутствовать либо сказочные герои, либо какие-то слова о книге и чтении.(3-5 минут)

Представление команд.

Капитанам вручают свитки, в которых скрыт маршрутный лист.

Этап второй.

Команды отправляются по разным станциям, чтобы не мешать друг другу решать поставленные задачи.

СТАНЦИЯ 1.

Сложи пазлы. (Приложение 1)

(иллюстрацию к художественному произведению можно распечатать самостоятельно), угадай автора и название книги: Барон Мюхгаузен (Р.Распе), Остров сокровищ (Р.Л.Стивенсон), Гарри Поттер (Джоан Роллинг).

Оценивание: За полный правильный ответ (сложенная картинка, название книги, автор) – 3 балла.

СТАНЦИЯ 2.

Блиц-турнир. Команда отвечает на вопросы по сказкам А. С. Пушкина

    Сколько лет рыбачил старик? (тридцать лет и три года)

    К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи? (Золотому петушку)

    За какую плату согласился работать Балда у попа? (за 3 щелчка)

    Сколько времени была старуха царицей? (две недели: «вот неделя, другая проходит»)

    Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймал золотую рыбку?(3 раза)

    Нa кaкoм oстрoве выстрoил свой двoрец Гвидoн, cын цaря Сaлтанa? (на острове Буяне)

    За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?(за 3 года)

    Какие чудеса были на чудном острове у князя Гвидона? (белка-чудесница, 33 богатыря, царевна-лебедь)

    К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (солнце, месяц, ветер)

    В кого превращался царь Гвидон, чтобы повидать отца, царя Салтана? (Комара, муху, шмеля)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл, за каждый неполный ответ – 0,5 баллов

Дополнительное задание: Назовите правильно сказку А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане… (и сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Оценивание: За дополнительное задание – 5 баллов. Команда должна сама решить, нужно ли ей дополнительное задание.

СТАНЦИЯ 3.

БАСНИ.

Продолжи ставшие крылатыми строки из басен И.А.Крылова.

    А Васька слушает… (да ест)

    А вы, друзья, как ни садитесь… (Все в музыканты не годитесь).

    Кукушка хвалит петуха… (За то, что хвалит он кукушку)

    Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад… (А Щука тянет в воду)

    Ты всё пела? Это дело… (Так поди же, попляши!)

    Ай, Моська, знать она сильна … (что лает на слона)

    Недаром говорится… (что дело мастера боится)

Оценивание: За каждый правильный ответ 1 балл.

СТАНЦИЯ 4.

БЮРО НАХОДОК.

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки.

    Полено (папа Карло, А.Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А.Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г.Х.Андерсен),.

    Корзинка (Красная шапочка, Ш.Перро)

    Зонтик Оле-Лукойе, Г.Х.Андерсен)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, В.Гауф)

    Лампа (Л.Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. Гарри Поттер)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

    Грецкий орех (Г.Х Андерсен «Дюймовочка»

    Зеркальце (Сказка о мертвой царевне А.С.Пушкин)

Оценивание: За полный правильный ответ (имя героя, название сказки, имя автора) – 1 балл, за неполный ответ – 0,5 баллов

СТАНЦИЯ 5.

Буквенные ПАЗЛЫ. (Приложение 2)

Составьте из букв название художественных произведений. Назовите имя автора.

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА (А.С.Пушкин)

ФЕДОРИНО ГОРЕ (К.И.Чуковский)

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК (А.Н.Толстой)

Оценивание: За каждый полный правильный ответ – 2 балла. Всего за этот конкурс команда может набрать 6 баллов.

СТАНЦИЯ 6.

ЦИФРЫ в литературе.

Назовите художественные произведения, в названиях которых есть числа.

Например, сказка «Три поросенка», книги Ж.Верна «40 лье под водой», «80 дней вокруг света», А.Дюма «Три мушкетера».

Оценивание: За каждое названное художественное произведение- 1 балл.

Этап третий.

Жюри проверяет собранные пословицы. (Из глубины моря добывают жемчуг, из глубины книг черпают знания.)

Команды сдают жюри маршрутные листы. Подсчитываются очки, сопоставляется время прохождения этапов.

Награждение команд.

Приложение 1

Приложение1



Приложение 2

Квест по библиотеке «Знаем, бывали!»

Литературный квест - это один из вариантов игры-поиска, столь популярной в наше время в подростковой среде. Маршрут литературного квеста связан с сюжетом и героями предложенных для чтения книг. Каждая остановка в маршруте - это отделы библиотеки, где предстоить выполнить свои задания или ответить на вопросы викторины. Эта игра не только знакомит участников с новыми интересными книгами, но и помогает им лучше узнать творчество писателей, художников.

Цель: развивать любознательность и интерес к чтению книг; обогащать словарный запас учащихся; воспитывать внимательного читателя и любовь к книгам, умение работать в команде.

Оборудование: маршрутный лист для каждой команды (маршрутный лист выполнен в виде сказочной карты с отмеченными на ней станциями, выдаётся каждой команде с учетом того, что они не должны пересекаться на одной и той же станции – игра идёт одновременно для всех команд).

Пояснения: Игра длится примерно 1 час. В сценарии собраны возможные оформления станций. Остановка на одной станции 7 – 10 минут. Станции можно убрать, можно придумать дополнительные.

Заранее нужно приготовить пазлы, собирая которые в конце квеста, ребята должны получить картинку – эмблема библиотеки. На каждой станции ребята получают в свой конверт один пазл от общей картинки. То есть картинку делим на столько пазлов, сколько станций будет в игре .

Детей встречает ведущий библиотекарь, он же направляет команды по станциям и помогает ориентироваться в ходе квеста. Перед началом квеста каждая команда получает маршрутный лист и конверт для пазлов.

Библиотекарь:

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки возьмемся

И друг дугу улыбнемся.

Итак, друзья! Отправляемся в путь! Нас ждут интересные встречи, познавательные задания и весёлая игра!

СТАНЦИЯ 1. «Сложи ПАЗЛЫ» (проходит в отделе автоматизации )

Библиотекарь заранее готовит онлайн-пазлы на компьютере. Приготовленную онлайн-игру выводит на большой интерактивный экран. Ребятам по очереди предстоит собирать по пазлу, пока не получится иллюстрация из книги. Далее необходимо угадать автора и название книги по иллюстрации.

Получают первый пазл .

СТАНЦИЯ 2. «БЮРО НАХОДОК» (проходит в комнате сказок)

Кто из литературных героев потерял эти вещи? Назовите автора и название сказки:

(можно предметы распечатать и показывать как картинки, можно показывать на экране, можно подобрать реальные вещи)

    Полено (папа Карло, А. Толстой «Приключения Буратино или Золотой ключик»)

    Азбука (Буратино, А. Толстой «Приключения Буратино…»)

    Хрустальный башмачок (Золушка, Г. Х. Андерсен «Золушка»)

    Красная шапочка (Красная шапочка, одноименная сказка Ш. Перро)

    Цветок («Цветик-семицветик» В. Катаев)

    Восточные башмачки с загнутыми носами (Маленький Мук, одноименная сказка В. Гауфа)

    Лампа (Л. Лагин «Старик Хоттабыч»)

    Горошина (Г.Х. Андерсен «Принцесса на горошине»)

    Шляпа (Джоан Роллинг. «Гарри Поттер»)

    Яблоко (мачеха, А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне»)

Получают второй пазл.

СТАНЦИЯ 3. «Стихи пишу сам» (встреча проходит в отделе искусств)

А вот здесь, друзья, вам придётся стать настоящими стихоплётами и придумать рифмы к словам:

Получают третий пазл.

СТАНЦИЯ 4. «Гусеничные тропы» (педагогический отдел)

На станции «Гусеничные тропы» дети делятся на две команды. Каждая команда получает лист с нарисованной сказочной головой гусеницы (можно из мультфильма «Лунтик», Вупсень и Пупсень). У ведущего на станции вырезанные из бумаги зелёные круги, которые он раздаёт детям за каждый правильный ответ. Дети приклеивают из кругов туловище гусеницы. Итак, у кого гусеница больше?

Вопросы для викторины:

    Кто пошёл рыбу ловить, и оставил хвост в проруби?

    Чем кормила лиса журавля?

    Главные слова кота Леопольда.

    Из чего фея сделала карету Золушке?

    Как звали корову кота Матроскина?

    Любимая песенка крокодила Гены.

    Кто говорил: «Это неправильные пчёлы, они делают неправиль-

    ный мёд»?

    В каком городе жил Незнайка?

    Где находится смерть Кощея Бессмертного?

    Кто сказал: «Не печалься, ступай себе с Богом. Будет тебе новое корыто»?

    Почему Буратино не утонул в пруду?

    Кого спасла Дюймовочка?

    Кто говорил: «Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»

    Какими словами начинаются русские сказки?

    Назовите любимое выражение Карлсона?

    Кто говорил: «По щучьему велению, по моему хотению?»

    Как позвать Сивку-Бурку?

    Как звали маленькую девочку, которая жила в цветке?

    Какого цвета были волосы у Мальвины?

    Что потеряла Золушка после бала?

    В чем летает Баба Яга?

    Кто говорил: «Спокойствие, только спокойствие?»

Получают четвертый пазл.

СТАНЦИЯ 5. «Сказочный винегрет» (младший читальный зал)

На этой станции детям раздаются распечатанные кроссворды. Необходимо за определённое время вписать все задания. Команда получает столько баллов, сколько верно отгадала слов.

Получают пятый пазл.

СТАНЦИЯ 6. «Безумное чаепитие» (старший абонемент)

На станции детей встречает Шляпник и Кролик. Накрыты столы (чай и печенье), но в чашечках нет чая.

Кто это к нам пришёл? Дети какие-то… Откуда вы свалились в нашу нору? Хотите вместе с нами устроить безумное чаепитие? Тогда – быстрее к столу! Но дело в том, что чашки пусты. Их нужно наполнить чаем. Около тарелочек лежат листочки, на них написаны слова. Найдите весь ЧАЙ.

Слова для задания:

  • широЧАЙший

  • мельЧАЙший

  • слуЧАЙно

    велиЧАЙший

    необыЧАЙный

    чрезвыЧАЙность

    невзнаЧАЙ

Когда весь ЧАЙ нашелся, Кролик и Шляпник разливают чай по кружкам и начитается чаепитие.

Получают шестой пазл .

После того, как все команды прошли все станции и все напились чая, ведущая приглашает всех в старший читальный зал и предлагает собрать картинку из полученных пазлов. Проверяет, у всех ли хватает деталей.

Что получилось у вас? Библиотека!!!

Можно вручить диплом об успешном прохождении квеста.

На этом наш квест заканчивается! Ждём вас в гости за новыми книгами!

КЛАДОВАЯ МУДРОСТИ

для учащихся 5- 8 классов

Цель: популяризация книги и чтения, развитие смекалки, сообразительности, творческих навыков, умения ориентироваться в библиотеке, воспитание культуры чтения и потребности в нем, эстетического восприятия художественной литературы.

Действующие лица: ведущий, литературные герои: Незнайка, Маленький принц, Пэппи длинный чулок, Мэри Поппинс.

Оборудование: аудиозаписи песен “Маленький принц” сл. Н. Добронравова, муз. М. Таривердиева, песни « Сюрприз», «Леди совершенство» ,к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким ,цветные ромашки по числу участников, волшебная шляпа для проведения жеребьёвки, костюмы для литературных персонажей.

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Очень рада вас видеть. Мы с вами находимся в библиотеке. (Обводит рукою зал.) Наша встреча не случайна. Она проходит в дни театрального проекта (а какой же театр обходится без литературных произведений?) и приурочена к неделе детской книги, которая традиционно проводится в стране в конце марта- начале апреля начиная с 1943 года в дни весенних школьных каникул по инициативе детского писателя Льва Кассиля. А 2 апреля, в день рождения Великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена, в знак глубокого уважения и любви к его творчеству, весь мир отмечает Международный день детской книги начиная с 1967 года.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история. За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, открывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка. Как и во все времена, она служит людям.

Беседа:

А что означает слово библиотека? (Ребята отвечают.) В переводе с греческого « библио» значит « книга», « тека»- хранилище., « Библиотека»- « хранилище книг».

А скажите, часто ли вы бываете здесь или в других библиотеках? Может быть, вы можете рассказать, для чего они нужны? (Ребята отвечают.)Молодцы, ребята! Вы любите книги и нередко приходите к нам в гости.

Рассказ о библиотеке санатория им. Н. К. Крупской.

Наша библиотека насчитывает около 3500 томов художественной литературы. Кроме того, в ней есть и учебники для учащихся 1- 9 классов. А началось её создание в далёком 193… году, когда заведующая педчастью санатория обратилась с просьбой к Н. К. Крупской, работавшей в Народном комиссариате просвещения, посодействовать в организации учебного процесса для детей, которые находились здесь на длительном лечении. Тогда в санатории лечили костно- суставной туберкулёз, процесс этот был очень долгим, дети были лишены возможности посещать обычную школу. При непосредственном участии Н. К. Крупской в санаторий были присланы книги, канцтовары, школьные принадлежности, была организована школа, стали работать кружки. Вот таким нелёгким был путь детей к знаниям.

Для того, чтобы ориентироваться в этом безбрежном море книг, нужно знать, как устроена библиотека. Этому нам с вами и предстоит сегодня научиться. Постигать премудрость мы будем в форме командных соревнований. Для начала определимся с командами и названиями, проведем жеребьёвку, а капитанов вы выберете сами. Жеребьёвка пройдет в необычном литературном ключе. В нашей волшебной шляпе находятся задания –названия произведений, где есть цифры. Впишите правильный ответ - и узнаете свой порядковый номер и номер стола.

Проводится жеребьёвка.

Задания

Велтистов Е. « Миллион и … день каникул»

Шварц Е. « … брата»

Олеша Ю. « … толстяка»

Ушинский К. « … желания»

Названия команд

Книгочеи, Всезнайки, Дети Тавриды, Умники и умницы.

Соревнования команд будут проходить в форме литературной викторины, квеста и выполнения финального задания. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, вечером будет награждена дипломчиками и крупчиками. Желаю всем удачи и победы! Итак, приступаем к литературной викторине. (Результаты фиксируются на переносной доске.)

Литературная викторина

    Он жил в каморке под лестницей в доме у своих дяди и тёти Петуньи и был потомственным волшебником. Кто этот литературный персонаж? (Гарри Поттер.)

    Настоящее имя этого американского писателя- Сэмюэл Клеменс.Он автор книг

    « Приключения Тома Сойера», « Приключения Гекльберри Финнк», « Принц и нищий». Назовите его литературный псевдоним. (Марк Твен.)

    Почему золотая монетка прилипла ко дну мерки Али- Бабы в сказке « Али- Баба и сорок разбойников»?(Дно было смазано медом.)

    Вспомните заклинание в сказке Р. Киплинга « Маугли». (« Мы с тобой одной крови, ты и я».)

    Как называлась предшественница книги - свёрнутое трубкой полотно, сделанное из папируса? (Свиток.)

    Как звали двух братьев, составивших первую славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий.)

    Как называется перечень всех печатных единиц, имеющихся в библиотеке? (Каталог.)

    Что такое « библиотека»? (Собрание книг.)

    Назовите самую крупную библиотеку в нашей стране. (Российская государственная библиотека в Москве, фонд составляет ок. 30 млн. экземпляров.)

    Как называлось жилье, в котором жили старик со старухой из « Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина? (Землянка.)

Блиц- опрос « Моя любимая книга»

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы - настоящие любители книги и чтения. Сейчас мы проведём блиц- опрос « Моя любимая книга». На столах перед вами - цветные ромашки. Я попрошу вас взять ручки и на лепестках написать свою фамилию и имя, возраст, название вашего любимого литературного произведения. И каждый из вас сможет принять участие в акции по изучению читательских интересов и посадить свой цветок на нашу поляну. (Ребята выполняют задание.)

Игра « Узнай героя по описанию». Знакомство с героями лит. Произведений - ассистентами ведущего.

Ведущий: А теперь я хочу представить вам моих помощников. Думаю, вы будете рады встрече с ними и узнаете этих героев литературных произведений.

Этот персонаж неугомонный и неусидчивый, носит широкополую голубую шляпу и зелёный галстук, любит яркие цвета. (Незнайка выходит под аудиозапись песни « Сюрприз»)

Незнайка:

Почему-то обо мне знают все на свете.

Знают даже на Луне взрослые и дети.

Зря хвалиться не хочу, но скажу вам честно,

Что другим не по плечу, мне давно известно.

Ведущий: Все имущество этой чудо- няни состоит из зонтика и гобеленовой сумки. Кто она? Мэри Поппинс из повести Памэлы Треверс.(Выходит под аудиозапись песни «Ветер перемен» или «Леди совершенство».)

Мэри:

Я здесь на несколько минут,

Но ждут ли Мэри Поппинс тут?

Если сто рублей накопишь,

Ты - богач, ты - богач,

Если встретишь Мэри Поппинс,

То настал миг удач!

Зравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Скуке зелёной скажем мы «нет»!

Милые дети, добрые дети!

Я всем посылаю свой добрый «привет»!

Ведущий: А следующая наша гостья - очень необычная и неугомонная девочка. Она живёт на вилле « Курица», спит с ногами на подушке, возвращается домой, пятясь назад, раскатывает тесто прямо на полу и держит лошадь на веранде. Догадались, кто это? Конечно же, Пэппи длинный чулок. (Выходит под аудиозапись песни из к/ф « Пэппи длинный чулок», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

Пэппи:

Я весёлая девчонка,

Не скучаю никогда,

Я большая фантазёрка

И красотка- хоть куда!

Не люблю учиться в школе,

Мне по нраву отдыхать

И мечтать о синем море,

И на лошади скакать!

Ведущий: Этот герой любит путешествовать, наблюдать закаты, заботится о своей планете и удивительной розе, страдает от одиночества.(Маленький принц появляется под аудиозапись песни « Маленькая страна» муз. И. Николаева, сл. И. Резника.)

Маленький принц:

Маленький принц, златокудрый ребёнок...
Голос мой тих, и так ласково звонок,
С верою в сказку я вечно живу,

Может, поэтому, и не расту?

Ведущий : Может, поэтому, ты не взрослеешь?
Мир скучных взрослых принять не умеешь.
Маленький принц, мальчишка из сказки,
В космос бескрайний глядишь без опаски,
Знаешь, что звёзды далёкие греют
Тех, кто в их свет без сомнения верит,
Тех, кто доверил свои им мечты...
И им особенно дорог стал Ты...

Ведущий : Что ж, разминка прошла успешно, теперь переходим к квесту и будем учиться ориентироваться в библиотеке. Книги на стеллажах расположены в определённом порядке - по алфавиту, а также на стеллажах вы можете видеть тематические рубрикаторы- разделители: приключения, детективы, сказки, замечательный Крым и др. Сейчас каждая из команд получит маршрутный лист, должна будет пройти по указателям, найти свой стеллаж и выполнить задания на каждой из 4 станций. Каждая из команд на станции может заработать от 1 до 5 баллов. При подсчете к ним добавляются баллы за викторину и финальное задание и таким образом определяется команда- победитель. Подсказки - книги, расположенные на стеллажах.

Станция « Сказки»

    Назовите 5 писателей-сказочников. Подсказками вам пусть служат книги на стеллаже.

    Кто обитает в этом сказочном жилище? Найдите книгу на полке.

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит,

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом… (Князь Гвидон из сказки А. С. Пушкина)

    Кто был причиной несчастий Элизы и её братьев из сказки Г. Х. Андерсена. (Злая мачеха.)

    О каком персонаже русской народной сказки идёт речь:

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи,

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля из русской народной сказки.)

    Кот от бедности избавил,

Королю его представил,

Говорит он громким басом,

Звать… (Маркизом Карабасом из сказки Ш. Перро « Кот в сапогах».)Найдите книгу сказок Шарля Перро на полке.

Станция « Этот замечательный Крым»

1.Вспомните название нашего полуострова, которое закрепилось за ним с античных времён. Подсказкой вам послужит название одной из команд- участниц. (Таврия, Таврика, Таврида.)

2. Назовите города- герои Крыма.(Керчь, Севастополь).Найдите справочники- путеводители по этим городам на книжной полке.

3. Какой город был столицей Боспорского царства? (Боспор- совр. Керчь.)

4. Назовите известных вам русских писателей, побывавших в Крыму. (А. С. Пушкин,

Н. В. Гоголь, А. Грибоедов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, И. Бунин, М. Горький, А. Куприн,

В. Г. Короленко, М. Булгаков, М. Цветаева, А. Ахматова и др.)

5. Какой город Крыма имеет исторические названия Керкинитида иГезлёв? (Евпатория.) Найдите путеводитель на полке.

Станция « Детектив»

    Кто из писателей стал родоначальником жанра детектива? (Эдгар По.)Найдите на книжной полке книги этого автора.

3. Игрой на каком музыкальном инструменте увлекался Шерлок Холмс- герой рассказов

А. Конан Дойла? (На скрипке.)

4.Эркюль Пуаро и мисс Марпл- герои произведений писательницы… (Агаты Кристи.)Найдите на полке её книги.

5. Назовите имя неизменного спутника и помощника Шерлока Холмса.(Доктор Ватсон.)

Станция « Фантастика и приключения»

2. От чьего имени ведётся рассказ в романе « Остров сокровищ» Р. Л. Стивенсона? Подсказкой вам может быть текст романа.(От имени главного героя- Джимми Хокинса.)

3. Этот французский писатель и географ, один из основателей жанра научной фантастики, предсказал научные открытия и изобретения в самых разных областях: самолет, вертолет, полёты в космос, видеосвязь и телевидение. Назовите его имя.

(Жюль Верн.) Найдите его книги на полке.

4.Кто из героев известного романа Жюля Верна порвал все связи с человеческим обществом и удалился в океан, чтобы чувствовать себя свободным? Подсказку найдите в романе « Двадцать тысяч лье под водой. (Капитан Немо.)

5.Приключенческий роман Вальтера Скотта « Айвенго» с захватывающим сюжетом переносит нас в эпоху средневековой Англии. А откуда родом был сам писатель? (Из Шотландии.) Ответ можно найти в предисловии к роману.

Ведущий: Что ж, вы прошли квест, удачно сориентировавшись в библиотеке, проявили свои познания, но и поняли, конечно, что много вам ещё предстоит узнать. И обогатить знания вам поможет верный и надёжный помощник- книга. Теперь вам предстоит финальное испытание- нужно вспомнить и записать за 1 минуту как можно больше пословиц, поговорок, загадок о книге и знаниях. Время пошло!

Ведущий: Вот и подошло к концу наше в вами мероприятие. Игра закончена, но процесс познания продолжается. Поэтому я говорю вам - до свидания, до новых встреч!

Перед расставанием хотим сказать напутственные строки.

Пэппи:

У тебя друзей немало.

И живут они вокруг.

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Незнайка:

Книга – друг твой и товарищ.

Мы берем ее везде.

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде!

Мэри Поппинс:

Книжки первые страницы

Нас встречают с юных лет

И несут вас, словно птицы,

Облетая белый свет.

Маленький принц:

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Ведущий : Читайте книги и приходите в библиотеку! Всем спасибо за внимание и участие!